Пермь, Пермский край, Россия
Экологическое обучение персонала является важной составляющей системы экологического менеджмента компании, рассматривается руководителями в качестве базовой практики по формированию знаний и умений у сотрудников, необходимых для эффективного выполнения работы, связанной с воздействиями на окружающую среду и достижением природоохранных показателей. Однако расширение экологических задач и интеграция их во все бизнес-процессы обусловливает необходимость применения подходов к обучению и развитию персонала для формирования эколого-ориентированных моделей поведения сотрудников на всех уровнях организации. На основе анализа исследований в области экологического управления человеческими ресурсами (Эко-УЧР) и анализа практик передовых российских компаний в статье обоснована новая модель экологического обучения персонала через комплексное развитие у сотрудников ценностной, знаниевой и деятельностной составляющих экологической компетентности сотрудника. При сохранении традиционных форматов обязательного экологического обучения в компаниях развиваются формы подготовки сотрудников, направленные на развитие лидерских компетенций в отношении вопросов охраны окружающей среды, командного взаимодействия для решения значимых природоохранных задач, а также развития ценностных составляющих индивидуальной экологической ответственности сотрудника.
экологическое обучение, экологическая компетентность, развитие персонала, практики экологического обучения, «зеленое» лидерство
1. Арзамасова Г.С., Эсаулова И.А. Экологическая ответственность персонала: эмпирический анализ и типология // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 6. С. 232-242. DOI:https://doi.org/10.15838/esc.2022.6.84.14.
2. Арзамасова Г.С. Формирование эколого-интегрированной модели управления человеческими ресурсами. Диссертация на соиск. канд. эконом. наук. 2021. Пермь.
3. Арзамасова Г.С., Эсаулова И.А. Green Human Resource Management - концеп-ция управления человеческими ресурсами экологически ответственного бизнеса // Вестник НГУЭУ. 2020. № 2. С.: 42-53. DOIhttps://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-2-042-053.
4. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.11-16.
5. Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Современные тенденции в области корпора-тивного обучения персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ре-сурсами в России. 2022, № 2 (59). С. 50-56. DOIhttps://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-2-50-56.
6. Митрофанова Е.А., Дуракова И.Б. Трансформация социально-трудовой сфе-ры под воздействием мегатрендов // Управление персоналом и интеллектуальны-ми ресурсами в России. 2023, № 4 (67). С. 5-12. DOI 10 .12737/2305-7807-2023-12-4-5-12.
7. Эсаулова И.А. Развитие человеческих ресурсов: эволюция концепций и прак-тики // Экономика труда. 2018. Т. 5. № 1. С. 13-28. DOI:https://doi.org/10.18334/et.5.1.38869.
8. Bansal P., Roth K. (2000). Why companies go green: a model of ecological responsiveness. Academy of Management Journal. Vol. 43(4). Pp. 717-736. DOI:https://doi.org/10.2307/1556363.
9. Baumgartner R.J. (2014). Managing corporate sustainability and CSR: a conceptual framework combining values, strategies and instruments contributing to sustainable development. Corporate Social Responsibility and Environmental Management. Vol. 21(5). Pp. 258 - 271. DOIhttps://doi.org/10.1002/csr.1336.
10. Boiral O., Paillé P. (2012). Organizational Citizenship Behaviour for the Environ-ment: Mea-surement and Validation. Journal of Business Ethics. Vol. 109(4). Pp. 431-445. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10551-011-1138-9.
11. Cabral C., LochanDhar R. (2019). Green competencies: Construct development and measurement validation. Journal of Cleaner Production. Vol. 23(5). Pp. 887-900. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.07.014.
12. Chen, Y. S., Chang, C. H. (2013). The Determinants of Green Product Develop-ment Performance: Green Dynamic Capabilities, Green Transformational Leadership, and Green Creativity. Journal of Business Ethics. Vol. 116(1). Pp. 107-119. DOI:https://doi.org/10.1007/s10551-012- 1452-x.
13. Hameed Z., Khan I.U., Islam T., Sheikh Z., Naeem R.M. (2020). Do green HRM practices influence employees’ environmental performance? International Journal of Manpower. Vol. 41(7). Pp. 1061-1079. DOI:https://doi.org/10.1108/IJM-08-2019-0407/
14. Jabbour C., Santos F., Fonseca S., Nagano M. (2013). Green teams: understanding their roles in the environmental management of companies located in Brazil. Journal of Cleaner Production. Vol. 46. Pp. 58-66. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.09.018.
15. Jabbour, C. J. C., Santos, F. C. A., Nagano, M. S. (2008). Environmental manage-ment system and human resource practices: is there a link between them in four Brazilian companies. Journal of Cleaner Production. Vol. 16(17). Pp. 1922-1925. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2008.02.004.
16. Pham N., Vo-Thanh T., Shahbaz M., Huynh T., Usman M. (2020). Managing envi-ronmental challenges: Training as a solution to improve employee green performance. Journal of Environmental Management. Vol. 26(9). DOI:https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2020.110781.
17. Ramus C.A., Killmer A.B. (2007). Corporate greening through prosocial extrarole behaviours - A conceptual framework for employee motivation. Business Strategy and the Environment. Vol. 16(8). Pp. 554-570. DOI:https://doi.org/10.1002/bse.504.
18. Renwick D.W.S., Jabbour C.J.C., Muller-Camen M., Redman T., Wilkinson A. (2015). Contemporary developments in Green (environmental) HRM scholarship. The International Journal of Human Resource Management. Vol. 27(2). Pр. 1-15. DOI:https://doi.org/10.1080/09585192.2015.1105844.
19. Rothenberg S. (2003). Knowledge content and worker participation in environmental managament at NUMMI. Journal of Management Studies. Vol. 40(7). Pp. 1783-1802. DOIhttps://doi.org/10.1111/1467-6486.00400.
20. Subhadarsini P., Brown K. (2021). Effect of High Involvement Work System on Green HRM: A conceptual paper on engaging employees in Environment Management. URL: https://www.researchgate.net/publication/324075619 (дата обращения: 21.08.2023).
21. Subramanian N., Abdulrahman M.D., Wu L., Nath P. (2015). Green competence framework: Evidence from China. The International Journal of Human Resource Man-agement. Vol. 27(2). Pp. 151-172. DOI: 10.1080/ 09585192.2015.1047394.
22. Teixeira A.A., Jabbour C.J.C., de Sousa Jabbour A.B.L., Latan H., de Oliveira J.H.C. (2016). Green training and green supply chain management: evidence from Bra-zilian firms. Journal of Cleaner Production. Vol. 113(1). Pp. 170-176. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.12.061.
23. Yafi E., Tehseen S., Haider S.A. (2021). Impact of Green Training on Environmen-tal Performance through Mediating Role of Competencies and Motivation. Sustainabil-ity. Vol.13, 5624. DOI:https://doi.org/10.3390/su13105624.
24. Wu J., Chen D., Bian Z., Shen T., Zhang W., Cai W. (2021). How Does Green Training Boost Employee Green Creativity? A Sequential Mediation Process Model. Frontiers in Psychology. Vol. 12. 759548. DOI:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.759548.