В статье представлены результаты пилотного эмпирического исследования развития творческого потенциала подростков средствами игровых и арт-технологий. Показано, что существующие методические разработки направлены на развитие узкоспециализированных способностей, а не на творческий потенциал в широком смысле. Для снятия этого ограничения предложена технология игрового (креативного) клуба в школьной внеурочной деятельности. Творческий потенциал рассматривается, согласно концепции Дж. Рензулли, как комплекс интеллектуальных, мотивационных и творческих факторов. Выдвигается гипотеза о том, что активные интеллектуально-развивающие игровые (креативные) занятия помогают выявлению и формированию творческого потенциала подростков. В качестве средств развития применены игровые (креативные) технологии (ТРИЗ, упражнения по актёрскому мастерству, игра «Мафия»). Для проверки гипотезы использовался метод экспертных оценок по методике оценки общей одарённости С.М. Платоновой и статистический анализ полученных эмпирических данных. Результаты отражают качественную трансформацию творческого потенциала подростков экспериментальной группы на всех уровнях творческого потенциала: интеллектуальном, мотивационном и творческом. Модель школьного игрового клуба предлагается как технология развития творческого потенциала не только подростков, но и учителей в практике школьной внеурочной деятельности.
развитие творческого потенциала, активные интеллектуально-развивающие игровые (креативные) технологии, внеурочная деятельность, творческий потенциал.
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации»). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 4.09.2023).
2. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.
3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для заключения одаренности: Методическое пособие. М., 1998.
4. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с. - с. 89.
5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Вопросы психологии. - 1966 № 6, С.62-68
6. Зиглер А., Рауль Т. Миф и реальность: обзор эмпирических исследований одаренности // High Abilit. Стад. 2000. Том. 11. Н 2.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Питер, СПб - 2009, 434 с.
8. Платонова С.М. Детская одарённость. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2011г. - 81с.
9. Рождественская Н.В. Быть или казаться. Истоки современного театра и психотехника актёра. - Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009 - 96 с.
10. Сорокопуд Ю.В., Сизов А.С., Анкваб М.Ф. Организация психолого-педагогической работы с детьми младшего подросткового возраста в условиях дополнительного образования / Проблемы современного педагогического образования. - 2023 № 78(2). с.250-253
11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2005.- 349с.
12. Mayer R. E. Thinking, problem solving, cognition. NY. W. H. Freeman. 1983
13. Cratchfield R. S. Instructing the individual in creative thinking // R. L. Mooney, T. A. Razik (eds.). Exploration in Creativity. NY. Harper and Row. 1967. Creativity: Selected Reading. P. E. Vernon (ed.). England. Penguin Books. Harmonsworth. Middlesex. 1976. Cropley A. J. Creativity. Longman. 1971.
14. https://www.psychol-ok.ru/statistics/student/ (дата обращения: 25.09.2023)