Россия
Россия
В статье проведен анализ современных подходов к управлению профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений. Целью исследования является теоретическое обоснование, реализация и экспериментальная проверка модели управления профессиональным развитием учителей посредством конкурсов профессиональных достижений. В статье описаны результаты исследования уровня профессионального развития педагогов с использованием диагностических методик «Оценка уровня готовности учителя к развитию» В.И. Зверевой и Н.В. Немовой, «Методика определения уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой, «Методика оценки базовых компетентностей педагога» Л.А. Адамбаевой. Представлены организационно-педагогические условия управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений: организация консультативной, методической, психологической поддержки педагогов в процессе подготовки и участия в конкурсах профессиональных достижений; создание системы морального и материального стимулирования педагогических работников по итогам участия в конкурсных мероприятиях; организация эффективного кооперативное взаимодействие между педагогами – участниками конкурсов на базе образовательной организации; создание «Школы личностного роста» для педагогов, участвующих в конкурсах педагогических достижений.
конкурсы профессиональных достижений, методическая поддержка, профессиональное развитие, профессиональные дефициты, управление
1. Булавкина Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования средствами конкурсов профессионального мастерства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орёл, 2020. 24 с.
2. Вебстэр А.Д., Манузина Е.Б. Условия профессионального развития учителей сельской малокомплектной школы // Развитие личности в образовательном пространстве [Электронный ресурс]: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Бийск, 26 мая 2022 г.) / Отв. ред. Л.А. Мокрецова. Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2022. С. 669-672
3. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 18 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. 234 с.
5. Ильина И.В. Конкурсное движение как акселератор развития личностного потенциала педагогов и образовательных сообществ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1. С. 2-8
6. Климцева Н.В., Манузина Е.Б. Факторы профессионального развития сельских учителей // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. №5 (34). С. 60-62
7. Ковшова А.А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 07. С. 1-12. URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm.
8. Курицина С.Н. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) // Образовательная панорама. 2014. № 1 (1). С. 74-80
9. Манузина Е.Б., Строкина С.В., Трубникова Н.И. Система управления профессиональным развитием педагогов на муниципальном уровне // Сибирский учитель. 2020. № 3 (130). С. 57-65
10. Пахомова Е.М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2003. 208 с.
11. Пешня И.С., Винокурова М.И. Конкурсы профессионального мастерства как один из критериев качества современного образования // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2020. Вып. 9. С. 99-103
12. Привалова Г. Ф. Развитие творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства; науч. ред. Г.Н. Жуков; Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в г. Кемерово. - Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2012. 163 с.
13. Серафимович И.В., Харавинина Л.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов // Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4). С.74-78
14. Guskey T.R., & Sparks D. Exploring the Relationship between Staff Development and Improvements in Student Learning. Journal of Staff Development, 1996. 17. pp.34-38