Статья посвящена описанию этапов становления отечественного школьного географического образования в XX в., их связи с историческими событиями, образовательными реформами, развитием географической науки, деятельностью научной и педагогической общественности. Выявлены особенности формирования стратегических национальных приоритетов в деле обучения географии на трех исторических этапах: начало ХХ в. (1900–1917), советское время (1918–1991), конец ХХ в. (1992–1999).
российское образование, национальные приоритеты, школьная география, реформы XX в., оригинальные методики преподавания географии
1. Анучин В.А. Теоретические основы географии. М.: Мысль, 1972. 430 с.
2. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934). М.: Географгиз, 1954. 503 с.
3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / изд. подгот. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1990. 303 с.
4. Бауман Ю. Введение в педагогику: история педагогических теорий. Общая педагогика (педагогическая психология). Зюргенфрей, 1905. 116 с.
5. Берг Л.С. Всесоюзное географическое общество за 100 лет. М. Л.: Изд во АЕ СССР, 1946. 263 с.
6. Большаков А.М. Краеведение и школа // Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 5, № 5. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1928. С. 279-287.
7. Буданов В.П. Методика преподавания физической географии: пособ. для учит. сред. шк. Изд. 2 е. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1947. 186 с.
8. География в школе: Вопросы преподавания и методики географии в средней и народной школе / под ред. И.Я. Руднева. Сб.1. СПб.: Образование, 1913. 147 с.
9. География в школе: Вопросы преподавания и методики географии в средней и народной школе / под ред. И.Я. Руднева. Сб.2. СПб.: Образование, 1914. 146 с.
10. Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1979. 207 с.
11. Герасимова Т.П. Концепция содержания и структуры школьной географии // География в школе. 1989, № 2. С. 43-45.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
13. Даринский А.В. Методика преподавания географии: учебник для педагогических институтов: на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.02). Л., 1959.
14. Закон Российской Федерации (№ 3267 1 от 10.07.1992) «Об образовании» М., 1992. 57 с.
15. Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971. 416 с.
16. К концепции школьной программы по географии // География в школе. 1989, № 2. С. 40-42.
17. Кагаров Е.Г. Школьное краеведение на Западе // Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 3, № 4. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1926. С. 509-520.
18. Концепция среднего географического образования / Лаборатория обучения географии НИИ содержания и методов обучения АПН СССР // География в школе. 1989, № 2. С. 27-34.
19. Корман Т.А. Уроки географии (Психологические основы). М.: Просвещение, 1968. 79 с.
20. Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 3, № 4. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1926.
21. Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 5, № 5. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1928.
22. Крищюнас В.Р. Концепция географического образования в средней школе / В.Р. Крищюнас [и др.] // География в школе. 1990, № 1. С. 56-66.
23. Куразов Н.Ф. Краеведение в преподавании географии. 1945.
24. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
26. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? [Текст]. М.: Знание, 1978. 47 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 1).
27. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982. 96 с.
28. Максаковский В.П. О новой концепции школьного географического образования. 1989, № 2. С. 34-40.
29. Мансуров А.А. Об изучении материалов о местных деятелях и уроженцев // Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 5, № 1. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1928. С.118-129.
30. Машбиц Я.Г. Тенденции развития географической мысли // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1990, № 4. С. 17-27.
31. Методика обучения географии в средней школе / под ред. А.Е. Бибик [и др.]. Изд. 2 е. М.: Просвещение, 1975. 383 с.
32. Методика обучения географии в средней школе. (Теоретические основы методики обучения географии) / под ред. А.Е. Бибик [и др.]. М.: Просвещение, 1968. 385 с.
33. Методика обучения географии в средней школе: пособие для учителя / под ред. И.С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985. 256 с.
34. Методика обучения географии в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. / под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983. 320 с.
35. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов [и др.]; под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. 320 с.
36. Методы обучения географии / под ред. В.А. Коринской и Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1968. 158 с.
37. Меч С. География как наука и как учебный предмет. Речь, чит. в 1892 г. в Заседании Геогр. отд. О-ва любителей естествознания в Москве. 3-е изд. М., 1908. 28 с.
38. Нечаев А.П. Педагогика и педология. СПб.: Издание М.И. Пейкер, 1904. 111 с.
39. Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1975. 235 с.
40. О преподавании географии в начальной и средней школе СССР: Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16.05.1934г. с комментариями редакции // География в школе. 1934, №1. С.3-9.
41. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. Том 2, часть 1: Естественнонаучное образование до середины ХХ века / под ред. М.В. Рыжакова. М.-СПб.: Нестор-История, 2014. 300 с.
42. Панчешникова Л.М. Теория дидактики учителю и методисту // География в школе. 1990, № 3. С. 24-32.
43. Педагогика Остермана и Вегенера /Яковенко С.Г. СПб.: Изд Губинского, 1901. 152 с.
44. Поздняк С.Н. История становления и тенденции развития методики обучения географии в России XVIII первая треть XX в.): монография / С.Н. Поздняк. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 425 с.
45. Половинкин А.А. Методика преподавания физической географии. М.: Учпедгиз, 1953.
46. Преображенский В.С. Феномен географии (раздумья географа) // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1979, № 4. С. 20-27.
47. Примерные нормы оценки знаний по географии // География в школе. 1963, № 1.
48. Проверка знаний и умений учащихся по географии: пособие для учителей / под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1978. 142 с.
49. Программа по географии для общеобразовательных учреждений / под ред. И.В. Душиной // Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы / сост. В.И. Сиротин. М.: Просвещение, 1998. С. 7-78.
50. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 11 классы / сост. В.И. Сиротин. М.: Просвещение, 1998. 284 с.
51. Программы средней общеобразовательной школы: География. М.: Просвещение, 1988. 61 с.
52. Раевский Н. География как наука и учебный предмет (методика географии). Изд.5 е. СПб: Типография Глазунова, 1911. 108 с.
53. Родников В. История русской педагогики / В. Родников. 3 е изд., испр. и доп. Киев-СПб.: Н.Я. Оглоблин, 1914. 123 с.
54. Русская педагогика и русская школа (обзор материалов по организации школьного обучения на началах научной педагогики) / Шестов А.И., Алексеев В.Г. 1916.
55. Сборник руководящих материалов о школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 308 с.
56. Сватков Н.М. География: наука и школьный предмет (Концепция учебного предмета для дифференцированного среднего образования и общеобразовательных авторских средних школ с ее научным обоснованием). М.: Изд-во АПН СССР, 1989. 75 с.
57. Синицкий Л.Д. Из истории новых идей в области преподавания географии. - М.: 1903. 31 с.
58. Современная дидактика: теория практике / под научной ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. 287 с.
59. Стандарт географического образования в средней школе // География в школе. 1993, № 4. С. 27 30.
60. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
61. Учебники, учебные пособия и наглядные пособия для низших учебных заведений всех ведомств: 1902-1903 учебный год. - СПб.: И.Д. Сытин, 1903. - 615 с.
62. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 2: Математика. Естественнонаучные дисциплины / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М.: Сфера; Прометей, 1998. 336 с.
63. Хлебосолова О.А. Развитие отечественной методики преподавания географии за последние 100 лет // География в школе. 2014, № 6. С. 8-15.
64. Чижов Е.И. Как мы преподаем // География в школе. Сб.2. СПб.: Образование, 1914. С. 1-22.
65. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.