СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XX ВЕКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена описанию этапов становления отечественного школьного географического образования в XX в., их связи с историческими событиями, образовательными реформами, развитием географической науки, деятельностью научной и педагогической общественности. Выявлены особенности формирования стратегических национальных приоритетов в деле обучения географии на трех исторических этапах: начало ХХ в. (1900–1917), советское время (1918–1991), конец ХХ в. (1992–1999).

Ключевые слова:
российское образование, национальные приоритеты, школьная география, реформы XX в., оригинальные методики преподавания географии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Анучин В.А. Теоретические основы географии. М.: Мысль, 1972. 430 с.

2. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934). М.: Географгиз, 1954. 503 с.

3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / изд. подгот. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1990. 303 с.

4. Бауман Ю. Введение в педагогику: история педагогических теорий. Общая педагогика (педагогическая психология). Зюргенфрей, 1905. 116 с.

5. Берг Л.С. Всесоюзное географическое общество за 100 лет. М. Л.: Изд во АЕ СССР, 1946. 263 с.

6. Большаков А.М. Краеведение и школа // Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 5, № 5. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1928. С. 279-287.

7. Буданов В.П. Методика преподавания физической географии: пособ. для учит. сред. шк. Изд. 2 е. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1947. 186 с.

8. География в школе: Вопросы преподавания и методики географии в средней и народной школе / под ред. И.Я. Руднева. Сб.1. СПб.: Образование, 1913. 147 с.

9. География в школе: Вопросы преподавания и методики географии в средней и народной школе / под ред. И.Я. Руднева. Сб.2. СПб.: Образование, 1914. 146 с.

10. Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1979. 207 с.

11. Герасимова Т.П. Концепция содержания и структуры школьной географии // География в школе. 1989, № 2. С. 43-45.

12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. 239 с.

13. Даринский А.В. Методика преподавания географии: учебник для педагогических институтов: на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.02). Л., 1959.

14. Закон Российской Федерации (№ 3267 1 от 10.07.1992) «Об образовании» М., 1992. 57 с.

15. Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971. 416 с.

16. К концепции школьной программы по географии // География в школе. 1989, № 2. С. 40-42.

17. Кагаров Е.Г. Школьное краеведение на Западе // Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 3, № 4. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1926. С. 509-520.

18. Концепция среднего географического образования / Лаборатория обучения географии НИИ содержания и методов обучения АПН СССР // География в школе. 1989, № 2. С. 27-34.

19. Корман Т.А. Уроки географии (Психологические основы). М.: Просвещение, 1968. 79 с.

20. Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 3, № 4. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1926.

21. Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 5, № 5. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1928.

22. Крищюнас В.Р. Концепция географического образования в средней школе / В.Р. Крищюнас [и др.] // География в школе. 1990, № 1. С. 56-66.

23. Куразов Н.Ф. Краеведение в преподавании географии. 1945.

24. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

26. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? [Текст]. М.: Знание, 1978. 47 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 1).

27. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982. 96 с.

28. Максаковский В.П. О новой концепции школьного географического образования. 1989, № 2. С. 34-40.

29. Мансуров А.А. Об изучении материалов о местных деятелях и уроженцев // Краеведение / Под ред. акад. С.Ф. Ольденбурга и акад. Н.Я. Марра. Т. 5, № 1. М.: Главное управление научными учреждениями (Главнаука), Государственное издательство, 1928. С.118-129.

30. Машбиц Я.Г. Тенденции развития географической мысли // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1990, № 4. С. 17-27.

31. Методика обучения географии в средней школе / под ред. А.Е. Бибик [и др.]. Изд. 2 е. М.: Просвещение, 1975. 383 с.

32. Методика обучения географии в средней школе. (Теоретические основы методики обучения географии) / под ред. А.Е. Бибик [и др.]. М.: Просвещение, 1968. 385 с.

33. Методика обучения географии в средней школе: пособие для учителя / под ред. И.С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985. 256 с.

34. Методика обучения географии в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. / под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983. 320 с.

35. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов [и др.]; под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. 320 с.

36. Методы обучения географии / под ред. В.А. Коринской и Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1968. 158 с.

37. Меч С. География как наука и как учебный предмет. Речь, чит. в 1892 г. в Заседании Геогр. отд. О-ва любителей естествознания в Москве. 3-е изд. М., 1908. 28 с.

38. Нечаев А.П. Педагогика и педология. СПб.: Издание М.И. Пейкер, 1904. 111 с.

39. Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1975. 235 с.

40. О преподавании географии в начальной и средней школе СССР: Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16.05.1934г. с комментариями редакции // География в школе. 1934, №1. С.3-9.

41. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. Том 2, часть 1: Естественнонаучное образование до середины ХХ века / под ред. М.В. Рыжакова. М.-СПб.: Нестор-История, 2014. 300 с.

42. Панчешникова Л.М. Теория дидактики учителю и методисту // География в школе. 1990, № 3. С. 24-32.

43. Педагогика Остермана и Вегенера /Яковенко С.Г. СПб.: Изд Губинского, 1901. 152 с.

44. Поздняк С.Н. История становления и тенденции развития методики обучения географии в России XVIII первая треть XX в.): монография / С.Н. Поздняк. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 425 с.

45. Половинкин А.А. Методика преподавания физической географии. М.: Учпедгиз, 1953.

46. Преображенский В.С. Феномен географии (раздумья географа) // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1979, № 4. С. 20-27.

47. Примерные нормы оценки знаний по географии // География в школе. 1963, № 1.

48. Проверка знаний и умений учащихся по географии: пособие для учителей / под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1978. 142 с.

49. Программа по географии для общеобразовательных учреждений / под ред. И.В. Душиной // Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы / сост. В.И. Сиротин. М.: Просвещение, 1998. С. 7-78.

50. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 11 классы / сост. В.И. Сиротин. М.: Просвещение, 1998. 284 с.

51. Программы средней общеобразовательной школы: География. М.: Просвещение, 1988. 61 с.

52. Раевский Н. География как наука и учебный предмет (методика географии). Изд.5 е. СПб: Типография Глазунова, 1911. 108 с.

53. Родников В. История русской педагогики / В. Родников. 3 е изд., испр. и доп. Киев-СПб.: Н.Я. Оглоблин, 1914. 123 с.

54. Русская педагогика и русская школа (обзор материалов по организации школьного обучения на началах научной педагогики) / Шестов А.И., Алексеев В.Г. 1916.

55. Сборник руководящих материалов о школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 308 с.

56. Сватков Н.М. География: наука и школьный предмет (Концепция учебного предмета для дифференцированного среднего образования и общеобразовательных авторских средних школ с ее научным обоснованием). М.: Изд-во АПН СССР, 1989. 75 с.

57. Синицкий Л.Д. Из истории новых идей в области преподавания географии. - М.: 1903. 31 с.

58. Современная дидактика: теория практике / под научной ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. 287 с.

59. Стандарт географического образования в средней школе // География в школе. 1993, № 4. С. 27 30.

60. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.

61. Учебники, учебные пособия и наглядные пособия для низших учебных заведений всех ведомств: 1902-1903 учебный год. - СПб.: И.Д. Сытин, 1903. - 615 с.

62. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 2: Математика. Естественнонаучные дисциплины / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М.: Сфера; Прометей, 1998. 336 с.

63. Хлебосолова О.А. Развитие отечественной методики преподавания географии за последние 100 лет // География в школе. 2014, № 6. С. 8-15.

64. Чижов Е.И. Как мы преподаем // География в школе. Сб.2. СПб.: Образование, 1914. С. 1-22.

65. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?