ФГБНУ НУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН (ФИЦ КНЦ СО РАН) (лаборатория научно-образовательных технологий подготовки кадров высшей квалификации, ведущий научный сотрудник)
Красноярск, Красноярский край, Россия
Россия
Социальные, культурные и технологические изменения обусловливают необходимость поиска новых парадигм в образовании. Одно из решений может быть связано с антропологическим подходом, интегрирующим философскую, психологическую и педагогическую антропологии. Антропологический подход наиболее полно раскрывает сущность образования как явления, связанного с человеком. Проблема, рассматриваемая авторами, заключается в попытке выявить образовательные технологии, которые обеспечат решение образовательных задач в условиях изменяющейся действительности. Было установлено, что педагогические представления, сложившиеся в антропологических учениях, раскрывают желаемый образ человека и способы его формирования. Таким образом, антропологический подход в образовании демонстрирует свою эффективность, поскольку позволяет рассматривать человека как социокультурного субъекта, чье поведение и развитие определяются взаимодействием с другими людьми и социальной средой. Анализ антропологических воззрений позволил выявить две позиции: первая опирается на идеи уникальности и самосозидания личности, субъект-субъектную модель взаимодействия, диалоговые формы коммуникации, вторая – переносит акцент на среду, в которой происходит становление и взращивание личности обществом. Анализ подходов и концепций позволяет констатировать динамику самого антропологического подхода и сосуществование различных программ в рамках подходов, объединенных концептуально.
антропологический подход, образовательные технологии, субъект-субъектное взаимодействие, сетевое обучение, образование
1. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 381-393.
2. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. Ю. С. Терентьева, М. Файнгольда. М.: «Высшая школа», 1993. 175 с.
3. Викторук Е.Н., Черняева А.С. Особенности педагогического эксперимента (на примере аспирантского семинара-практикума) // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. Т. 11. № 3. 2022. С. 14-19. https://doi.org/10.12737/2306-1731-2022-11-3-14-19
4. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 560 с.
5. Гончарова Н.А. Философский анализ проблемы соотношения индивидуального и коллективного в развитии личности // Научный диалог. 2018. №5. С. 113-124. [Philosophical analysis of the problem of the relationship between individual and collective in personal development].
6. Минеев В.В., Артемьева С.И., Попкова Н.А. Образовательный процесс как пространство осмысления глобальных проблем: социально-философский анализ // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. Т. 10. № 3. 2021. С. 23-28. https://doi.org/10.12737/2306-1731-2021-10-3-23-28
7. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», Университетская книга, 2004. 416 с .
8. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: «Фолио», 2003. 503 с.
9. Хоркхаймер М.., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. / Пер. с нем. М.Кузнецова. М.-СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 312 с.
10. Хорн Г. Карл Ясперс как философ образования // К. Ясперс. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. С. 6-30.
11. Швыдченко А.В. Взаимодействие с миром и взаимодействие с людьми как факторы развития личности [Interaction with the world and interaction with people as factors of personal development]. // Философия образования. 2018. №2. С. 72-78.
12. Ясперс К. Идея университета / Карл Ясперс; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 159 с.
13. Delors, J., & Shikaki, K. Education, knowledge, and learning: The challenge for sustainable development. UNESCO https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000191442
14. Díaz-García, I., Almerich, G., Suárez-Rodríguez, J. M., & Orellana, N. (2023). University students’ competences in ICT: A view from the education domain. Australasian Journal of Educational Technology, 39(1), 106-124. https://doi.org/10.14742/ajet.6820
15. López-Aguilar, D., Álvarez-Pérez, P.R., González-Ramos, J.A., & Garcés-Delgado, Y. (2023). The development of resilient behaviours in the fight against university academic dropout. Educación XX1, 26.(2), 91-116. https://doi.org/10.5944/educxx1.35891