Феноменология дискурса и формирование дискурсивной компетенции в неязыковом вузе
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению дискурса и дискурсивной компетенции. Дается определение понятию дискурс, подчеркивается междисциплинарный характер данного коммуникативного явления. В работе представлены различные трактовки дискурса в современных гуманитарных науках, исходя из целей и предмета каждой из наук, а также в зависимости от онтологических признаков разбираемого феномена. Большое место в работе занимает анализ субстанциональных характеристик дискурса. На основе обобщения научных изысканий исследователей в статье предпринимается попытка решения вопроса о типологии дискурса, предлагается собственная классификация, основным принципом которой является разноаспектность. Значительное внимание в статье уделяется исследованию сущности и структуры иноязычной дискурсивной компетенции как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции. Приводятся определения дискурсивной компетенции. Представлена номенклатура подходов, делающих возможным овладение студентами нефилологических специальностей иноязычной дискурсивной компетенцией. Проводится структурный анализ иноязычной дискурсивной компетенции и выделяются основные её компоненты. Устанавливается, что профессиональная модель формирования иноязычной дискурсивной компетенции строится с учётом системообразующих дидактических принципов. Прослеживаются этапы обучения профессионально ориентированному иностранному языку в рамках дискурсивной парадигмы. Делается вывод о том, что эффективной реализации процесса формирования иноязычной дискурсивной

Ключевые слова:
дискурс, дискурсивная компетенция, принципы обучения, технология обучения
Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.,ИКАР, 2009, 448 с.

2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис….д-ра пед.наук. СПб. 2003.47 с.

3. Брыксина И.Е., Суханова Н.И. Лингвокультурный код как совокупность знаний о культуре языковой общности.//Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014ь №6 (36): в 2-х частях. Ч..2 с.34-36.

4. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. М.:Прогресс, 1989. 307 с.

5. Горбунов А.Г. Дискурсивная иноязычная компетенция: онтологический подход.// Вестник ТГПУ, 2014. №6 (147). С.161-174

6. Горбунов А.Г. Синергический аспект формирования дискурсивной иноязычной компетенции будущих бакалавров неязыковых направлений подготовки//. Самарский научный вестник. 2016. №4 (17). С.169-174.

7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., Гнозис, 2004. 390 с.

8. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

9. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 683 с.

10. Прохоров Ю.Е. Концепт, текст, дискурс: автореф. дис……д-ра филологических наук, 2006. 40 с.

11. Манаенко Г.Н. О содержании термина «дискурс»// Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: материалы междунар. Симпозиума (22-24 мая «)»№ г.). Ч.1. Волгоград, 2003. С.23-26.

12. Минакова Л.Ю. Автореферат диссертации «Обучение иноязычному дискурсу студентов естественных специальностей с использованием ориентированных проектов:английский язык, неязыковй вуз», Томск, 2013, 27 с.

13. Протасова Е.Ю. Функциональная прагматика: вариант психолингвистики или общая теория языкознания//Вопросы языкознания, 1999, №1. С.142-155

14. Токарев Г.В. Дискурсивные лики концепт: монография. Тула: Изд-во Тул.ун-та, 2004. 325 с.

15. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?