Россия
УДК 796.011.1 Роль физкультуры и спорта в воспитании и общем развитии личности
В статье приводится анализ результатов исследования, направленного на выявление оценки студентами вуза роли физической культуры в воспитании и развитии личности. В процессе выполнения проекта на основе авторской анкеты проводился социологический опрос, в котором приняло участие 124 студента Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, не имеющие ограничений к занятиям физической культурой по состоянию здоровья. Результаты исследования дают основания утверждать, что только 41% студентов регулярно занимаются физической культурой и спортом. При этом позитивное влияние занятий на физическое здоровье и развитие важнейших личностных качеств таких, как сила воли, уверенность в себе и целеустремленность, отмечает подавляющее большинство опрошенных. Низкая мотивация у респондентов к занятиям физической культурой и спортом в значительной степени, как показал опрос, обусловлена отсутствием во многих семьях (84%) приверженности к здоровому образу жизни. Кроме того, на занятиях физической культурой не учитываются в должной степени индивидуальные особенности и актуальные фитнес-методики, что также способствует снижению интереса студентов. Важной составляющей формирования позитивного отношения у молодежи к занятиям физической культурой и спортом является оснащенность спортивных залов вузов современным физкультурным оборудованием и инвентарем. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ дисциплины «Физическая культура» и эффективных методик, способствующих развитию устойчивой мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом не только во время обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни.
вузы, студенты, физическая культура, анкетирование, развитие личности
1. Пугачева В.А. Роль спорта и физической культуры в развитии личности [Электронный ресурс] // Аллея науки. - 2020. - № 4 (43). - С. 644-647. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42951401 (дата обращения: 02.03.2023).
2. Результативность как основа целенаправленного поведения / Е.Г. Ионкина, А.В. Колчин, Д.С. Мельников, Е.В. Никенина, Ш.Г. Ибрагимов, Е.А. Бохан // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 4. - С. 75-77.
3. Иванова Н.В., Мегрикян И.Г., Саакова К.Р. Интеграционные связи как показатель установления метапредметности в рамках изучения предмета «Физическая культура» // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 4. - С. 97-105. DOI: https://doi.org/10.53742/1999-6799/4_2021_97
4. Особенности влияния физических нагрузок разной направленности на показатели успеваемости студенток разных соматипов / С.П. Левушкин, М.С. Фесенко, С. Ли, Е. В. Соловьева // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 3. - С. 51-54.
5. Использование фитнес-технологий в учебном процессе вузов для формирования положительной мотивации к двигательной активности у обучающихся / Л.А. Якимова, Т.Х. Емтыль, Н.Н. Пешков, М.В. Махинова, Ю.А. Прокопчук // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 27-33.
6. Педагогическая модель дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов / Ю.А. Пушкарская, О.А. Медведева, Г.Д. Алексанянц, Е.Г. Селихова // Физическая культура, спорт - наука и практика. 16 3/2018. - № 3. - С. 16-23.
7. Зюзин С.Е., Евдокимова И.И. О роли физической культуры и спорта в воспитании и образовании современной молодежи // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2020. - № 2 (29). - С. 42-45.
8. Новиков В. А., Огарышев А.В., Вороьев А.Н. Роль физической культуры и спорта в развитии личности // Учетные записки университета им. П.Ф. Лесграфта. - 2021. - № 5 (195). - С. 282-286.