СТЕРЕОТИП КАК ИНСТИТУТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: СЛУЧАЙ РОССИЙСКОГО ПОКОЛЕНИЯ Z
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью статьи является уточнение методологии изучения стереотипов, присущих диалекту памяти российского поколения Z, а также анализ стратегий (де-)конструирования этих стереотипов в оппозиционном либеральном дискурсе. Исходным методологическим ориентиром для автора служила трактовка стереотипов как «дискурсивных институтов». Этот подход конкретизируется в статье на основе вторичных данных, добытых социологическими опросами и лингвистическим анализом дискурса. В результате исследования автор приходит к выводу, что, во-первых, стереотипы играют главную роль в конструировании образа исторических эпох у самого молодого поколения россиян; во-вторых, наиболее важными для диалекта памяти поколения Z выступают сталинская и ельцинская эпохи; в-третьих, за толкование этих эпох ведется острая идеологическая борьба внутри российского общества; наконец, принципиальную роль в этой борьбе играет конструирование либо деконструкция стереотипов как элементов диалекта памяти поколения Z. Анализируя более подробно соответствующие стратегии российской либеральной оппозиции, автор подчеркивает ее стремление, с одной стороны, ослабить в сознании молодежи «просталинские» (просоветские) стереотипы и, напротив, усилить «проельцинские», конструируя образ «славных (а не «лихих») девяностых». В статье отмечается, что важную роль в этой работе со стереотипами играет эстетический опыт молодых как пространство легитимации власти на уровне теоретических утверждений в зачаточной форме.

Ключевые слова:
стереотип, дискурсивный институт, поколение Z, диалект исторической памяти, исторические поколения, либеральная оппозиция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

 
Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. (Трактат по социологии знания). М.: «Асайеггна-Центр», «Медиум», 1995. 323 с.

2. Бонч-Осмоловская А. А. Имена времени: эпитеты десятилетий в Национальном корпусе русского языка как проекция культурной памяти // Шаги/Steps. 2018. № 4. С. 115-146. DOI:https://doi.org/10.22394/2412-9410-2018-4-3-115-146.

3. Константинов М. С. и др. Когнитивно-идеологические матрицы восприятия студентами Юга России современных социально-политических кризисов: монография / М. С. Константинов и др. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. 282 с.

4. Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда «Обществ. Мнение», 2004. 384 с.

5. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 200-202.

6. Малинова О. Ю. Конструирование смысловых рамок памяти о реформах 1990-х гг. в либеральном дискурсе 2000-х гг. // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 3. С. 91-105. DOI:https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-91-105

7. Малышева Е. Г. Лингвокогнитивный анализ дискурса: понятийно-терминологический аппарат исследования // Stylistyka XXIII. Dyskurs i styl - Discourse and Style. 2014. С. 319-327.

8. Питерс Б. Г. Политические институты: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. М.: Вече, 1999. С. 218-232.

9. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.

10. Саакян А. К. Социологическое исследование социальных стереотипов как поведенческого регулятора молодежи // Проблемы социально-экономического развития: поиски, перспективы, решения. Сб. статей. № 1 (2). Ереван: ЕФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 318-328.

11. Сибирев В. А., Головин Н. А. Межпоколенческие различия в удовлетворенности жизнью и чувстве счастья в России (на материалах Европейского социального исследования) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 296-315.

12. Якухнова Е. Г. Медицинские стереотипы и их формы выражения в культуре // Культура и цивилизация. 2018. Том 8. № 1А. С. 278-285.

13. Schmidt V. A. Discursive institutionalism: The explanatory power of ideas and discourse // Annual Review of Political Science. 2008. Vol. 11. P. 303-326.

Войти или Создать
* Забыли пароль?