ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Высокая функциональная роль инвестиций в процессе регионального развития подтверждается не только теоретическими исследованиями, но и практикой функционирования конкретных регионов, на примерах которых можно отследить устойчивые взаимосвязи между успешными процессами развития отдельных отраслей и повышением инвестиционной привлекательности самого региона. Особое внимание регионам необходимо уделить формированию подходящей для результативной работы инновационной среды, так как во многом внедрение кластерной стратегии, будет влиять на инвестиционную привлекательность всего региона. В данном контексте автором рассмотрены основные факторы инвестиционной привлекательности на примере регионов Северо-Кавказского федерального округа, как территорий, требующих внедрение кластерной стратегии и повышения инновационной активности. Процедуры внедрения в регионы СКФО кластерной стратегии не могут быть эффективно реализованы без надлежащей оценки факторов инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова:
инвестиции, региональная экономика, инвестиционная привлекательность, кластеры, инновации, инновационная среда, региональное развитие, экономические субъекты, кластерная стратегия, зонирование территорий
Текст

Введение

Одним из основных механизмов развития региональной экономики, который оказывает влияние на устойчивое развитие региона по средствам расширения производственного потенциала и обеспечения социальных гарантий являются инвестиции. Существенную долю финансовом обеспечении, направленном на развитие региона занимают инвестиции локальных предприятий, однако привлечение национальных инвестиций могут подразумевать под собой дополнительные преимущества, помимо вклада в основной капитала, что может способствовать развитию инновационной среды региона и внедрению отечественного опыта на местном уровне, посредством создания коллаборативной среды между государством, социальными институтами, крупными предприятиями и субъектами малого и среднего предпринимательства для обеспечения выхода местных товаров и услуг на национальный рынок.

 

Методы

В проведении исследования были использованы методы: статистический, сравнительно-типологический, системно-логический, аналитический и метод экспертной оценки. Совокупность использованных статистических данных обеспечивает достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций.

 

Результаты

Инвестиции могут принимать разные формы: от физических активов до интеллектуального капитала, что позволяет увеличить мощность или повысить эффективность существующих активов, например, за счет смены управленческих мощностей. При благоприятных условиях инвестиции способствуют увеличению общего объема накоплений за счет приращения факторов производства и внедрения новых методов и процессов, повышающих уровень производительности и уровень жизни населения в регионе.

В контексте динамики потоков вливания инвестиций в развитие региона необходимо обособить такое понятие, как инвестиционный климат. Выстраивание инвестиционного климата в благоприятном ключе позволяет наращивать капитал, совершенствовать навыки, разрабатывать и реализовывать технологии, что способствует расширению региональных экономических субъектов. Вместе с тем, возникает возможность эффективного распределения направить ресурсов посредством конкурентного давления и дисциплины, налагаемой акционерами и кредиторами, в виду чего происходит так называемый естественный отбор, который предполагает конкурентоспособным предприятиям оставаться и функционировать на рынке. Как следствие, эффект от вливания инвестиций должен быть направлен на получение положительного экономического и социального эффекта.

Следует отметить, что инвестиционная привлекательность региона складывается из восьми факторов: географического положения и природных ресурсов, человеческого капитал, внутреннего рынка, региональной инфраструктуры, производственного потенциала, институциональной среды, финансовой устойчивости и уровня инновационного развития региона (рис. 1).


 

 

Рисунок 1 – Факторы инвестиционной привлекательности региона

Рассмотрим подробно каждый из представленный на рисунке 1 факторов:

  1. Фактор географическое положение и природные ресурсы предполагаем исследовать регион с точки зрения наличия в нем основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), экологического состояния окружающей среды и энергоемкости экономики.
  2. Человеческий капитал определяется уровнем развития трудовых ресурсов, что предполагает рассматривать объем рынка труда, динамику занятости и безработицы в регионе, уровень производительности труда и численность экономически активного населения.
  3. Фактор региональной инфраструктуры определяется уровнем развития и доступности «жесткой» инфраструктуры (транспортная, энергетическая, жилищная и т.д.) так и «мягкой» инфраструктуры (финансовая, социальная, государственная систему).
  4. Уровень развития внутреннего рынка региона предполагает исследование таких показателей как состояние располагаемых доходов населения региона и уровень его покупательной способности.
  5. Фактор производственного потенциала подразумевает под собой результативность и эффективность осуществления экономической деятельности предприятиями, функционирующими в регионе, в зависимости от отраслевой специфики экономики региона.
  6. Институциональная среда: предполагает состояние и механизмы применения нормативных и правовых аспектов введения экономики в части контроля и стимулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне.
  7. Состояние региональной финансовой системы, оценка финансового положения предприятий региона (прибыльность/убыточность), кредиторская и дебиторская задолженности организаций образуют финансовую устойчивость региона;
  8. Уровень инновационного развития региона долю предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства участвующих в процессе создания, адаптации и генерирования продуктов научно-технического прогресса с целью дальнейшего использования в направлении повышения конкурентоспособности региона и повышения уровня благосостояния населения.

Для развития уровня инвестиционной привлекательности многие страны используют стратегию территориального зонирования, создавая особые экономические зоны (ОЭЗ). К общим чертам ОЭЗ относятся включают географически определенная территория, упрощенные процедуры – например, таможенные, специальные правила, налоговые каникулы – которые часто регулируются одним административным органом.

Зональная стратегия является эффективной для привлечения инвесторов в краткосрочной перспективе, так как обладает доступной инфраструктурой и обеспечивает беспошлинный доступ к товарам и ресурсам. Тем не менее, с точки зрения поддержания инноваций и конкурентоспособности особые зоны часто находятся на стадии стагнации, так как не соответствуют условиям технологической модернизации и перехода на новый промышленный уклад.

Экономическая зоны имеет тенденцию создавать слабые отраслевые связи с субъектами экономики, если она не является частью более широкой программы развития, включающую соответствующие связи с остальными отраслями экономики и обладающую способностью к снижению экономических барьеров.

Страны, применяющие стратегию зонирования территорий, должны следить за тем, чтобы нормативно-правовая база, а также меры по борьбе с коррупцией применялись к экономическим субъектам не только в рамках определенной зоны, но и по всей территории.

Некоторые страны во главу угла экономического развития регионов и формирования благоприятной инвестиционной привлекательности внедряют комплексные стратегии развития кластеров. Формирование и развитие отраслевых кластеров на местном уровне представляет собой важный фактор развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Динамика кластеров зависит от ряда основных направлений, объединяющих государственную политику и инициативы на уровне частного сектора и социальных институтов.

Отраслевые кластеры имеют следующие специфические характеристики, позволяющие создавать новые технологии и инновации:

  • роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении стабильности и базовой инфраструктуры;
  • институциональная среда, которая стимулирует приобретение и передачу технологий, включая защиту прав интеллектуальной собственности, эффективно выстроенную политику в области науки и технологий и участие научно-исследовательских учреждений;
  • коллаборация внутри кластеров через цепочки создания стоимости и рынки;
  • привлечение посреднических организаций для эффективной горизонтальной коммуникации и координации между участниками и заинтересованными сторонами.

Уровень благосостояния населения в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу составили 28,4 тыс. руб. в месяц.

Из общего числа экономических субъектов СКФО (без учета субъекта МСП) 70,9 % являются прибыльными, при этом на долю убыточных предприятий приходится 29,1 %, следует отметить, что наибольшая доля убыточных предприятий приходится на долю Кабардино-Балкарской Республики (40,8%) и Республики Северная Осетия-Алания (38,3 %) (рис. 2) [6].

 

Рисунок 2 - Финансовые результаты деятельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) по регионам Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2023 года (млн. руб.) [6]

 

По данным статистики Агентства стратегических инициатив республики СКФО продемонстрировали наибольший прирост по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства за 2023 год: Республика Дагестан (+216%), Чеченская Республика (+195%), Республика Кабардино-Балкария (+121%), Республика Ингушетия (+101%), Республика Северная Осетия-Алания (+76%).

В I квартале 2023 года оборот субъектов малого МСП по регионам Северо-Кавказского федерального округа составил 114,2 млрд. руб., положительная динамика наблюдается в Республике Дагестан, Чеченской Республике и Ставропольском крае (рис. 3) [6]

 

 

Рисунок 3 - Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по регионам Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2023 года (млрд. руб.) [6]

 

Доля инвестиций в основной капитал, направленная на социально-экономическое развитие регионов СКФО в I полугодии 2023 г. составила 289 млрд. руб., и 118,5% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Объем инвестиций в округ составил 2,5% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составил 36,2%, привлеченных средств – 63,8%, из которых 31,0% – средства федерального бюджета (рис. 4).

 

Рисунок 4 - Инвестиции в основной капитал по регионам Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2023 года (млн. руб.)

 

Согласно рейтингу российских регионов SMARТ Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) четыре региона СКФО вошли группу D. относительно слабого уровня. Так, Республика Ингушетия заняла последнее - 85 место, за ней на 84 месте - Карачаево-Черкесская Республика-, Кабардино-Балкарская Республика заняла 78 места, а Республика Дагестан на 77 строчке (рис. 5) [7].

Рисунок 5 – Позиции регионов СКФО в рейтинге российских регионов SMARТ [7]

 

Однако, следует отметить, что по подрейтингу «Экосистема поддержки создания хай-тек бизнеса в регионе («Горизонт инноваций»)» Чеченская Республика (0,58) и Республика Северная Осетия-Алания (0,53) демонстрируют высокие показатели.

 

Обсуждение

В данном контексте для увеличения уровня инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа необходимо создать коллаборативную среду, которая будет аккумулировать в себе как государственные, так и частные интересы. В качестве такой среды, автором предлагается внедрение стратегии кластеризации в регионах СКФО. Как следствие, для внедрения данной стратегии и увеличения регионов СКФО необходимы следующие действия:

Органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить наличие механизмов и институтов для обеспечения соблюдения правил и содействия их соблюдению. В принципе, регулирование должно обеспечиваться равным образом для всех экономических субъектов. Регулирование не может быть эффективным без надлежащего механизма правоприменения. Функция контроля является одним из наиболее важных способов обеспечения соблюдения правил и обеспечения их соблюдения. Планирование, определение целей и постановка задач должны быть четко интегрированы в общую систему регулирования, наряду с предотвращением коррупции и поощрением этического поведения.

Выстраивание связей между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными компаниями, особенно мелкими поставщиками, вносят значительный вклад в региональное развитие. Связи могут быть эффективным средством передачи технологий, знаний, управленческих и технических навыков, в зависимости от соответствующей политики и способности отечественных предприятий осваивать эти технологии. В этой связи решающее значение имеет создание благоприятных условий, способствующих росту и конкурентоспособности малых и средних предприятий (МСП). Это может включать в себя меры по поощрению и поддержке МСП, начиная от оптимизации регулирования бизнеса и заканчивая целевым профессиональным обучением и услугами по развитию бизнеса, а также предоставление МСП ноу-хау по разработке эффективных мер ответственного ведения бизнеса.

Создание интегрированной образовательной системы повышения квалификации для взращивания квалифицированного кадрового состава региона, по средствам привлечения обучающихся к научно-техническим разработкам. Также создание внутри региона образовательной среды, основанной на принципах непрерывности.

Таким образом, развитие инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа напрямую зависит от вышеизложенных факторов и требует поиска точек роста и развития внутри каждого региона для дальнейшего экономического развития по средствам внедрения кластерной стратегии и развития инновационной среды региона.

Список литературы

1. Бондаренко В.А., Галазова С.С., Романишина Т.С. Вопросы привлечения инвесторов: мягкие и жесткие факторы в положительных преобразованиях региональной экономики // Финансовые исследования. 2021. № 2 (71). С. 76-89.

2. Вартумян А.А., Новоселова Н.Н., Хубулова В.В., Лаврова Т.Н. Современные направления кластеризации туристской отрасли: цифровая конвергенция // Современная наука и инновации. 2022. № 3 (39). С. 239-245.

3. Галазова С.С. Новый этап оптимизации российских институтов развития // Вестник НГУЭУ. 2023. № 2. С. 10-18.

4. Галазова С.С., Татуев А.А., Нагоев А.Б., Ашхотов А.М., Касаева Т.В. Региональное экономическое пространство: теоретические и методологические аспекты / Монография - Москва, 2018.

5. Казаков М.Ю., Фомиченко С.А. Оценка готовности региона - "полюса роста" к цифровизации экономики // Экономика устойчивого развития. 2023. № 1 (53). С. 44-47.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.

7. Рейтинг инновационных регионов России 2023 АИРР - Режим доступа: https://fms24.ru/reiting-innovacionnyx-regionov-rossii-2023-airr

8. Салгириев Р.Р., Хубулова В.В., Шахгираев И.У. Кластерный подход к пространственному становлению туризма как основного полюса устойчивого развития социально-экономической системы в регионе // Экономика устойчивого развития. 2021. № 4 (48). С. 164-168.

9. Семенова Е.А., Новоселова Н.Н., Хубулова В.В. Цифровая платформа как основа развития социально-экономической системы (на примере туристической отрасли Северо-Кавказского региона) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8. № 1. С. 49-61.

10. Щедрина Е.Ю., Моисеева А.Г., Гончаров А.Н., Хубулова В.В. Цифровой туризм: как индустрия 4.0 повлияет на туристическую отрасль региона // Современная наука и инновации. 2019. № 1 (25). С. 251-257.


Войти или Создать
* Забыли пароль?