FACTORS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGIONAL CLUSTER STRATEGY (BASED ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The high functional role of investments in the process of regional development is confirmed not only by theoretical research, but also by the practice of functioning of specific regions, examples of which can be used to trace stable relationships between the successful development processes of individual industries and increasing the investment attractiveness of the region itself. Regions need to pay special attention to the formation of an innovative environment suitable for effective work, since in many ways the implementation of a cluster strategy will influence the investment attractiveness of the entire region. In this context, the author examined the main factors of investment attractiveness using the example of the regions of the North Caucasus Federal District, as territories that require the implementation of a cluster strategy and increased innovation activity. Procedures for introducing a cluster strategy into the regions of the North Caucasian Federal District cannot be effectively implemented without a proper assessment of the factors of investment attractiveness of the region.

Keywords:
investments, regional economy, investment attractiveness, clusters, innovation, innovative environment, regional development, economic entities, cluster strategy, zoning of territories
Text

Введение

Одним из основных механизмов развития региональной экономики, который оказывает влияние на устойчивое развитие региона по средствам расширения производственного потенциала и обеспечения социальных гарантий являются инвестиции. Существенную долю финансовом обеспечении, направленном на развитие региона занимают инвестиции локальных предприятий, однако привлечение национальных инвестиций могут подразумевать под собой дополнительные преимущества, помимо вклада в основной капитала, что может способствовать развитию инновационной среды региона и внедрению отечественного опыта на местном уровне, посредством создания коллаборативной среды между государством, социальными институтами, крупными предприятиями и субъектами малого и среднего предпринимательства для обеспечения выхода местных товаров и услуг на национальный рынок.

 

Методы

В проведении исследования были использованы методы: статистический, сравнительно-типологический, системно-логический, аналитический и метод экспертной оценки. Совокупность использованных статистических данных обеспечивает достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций.

 

Результаты

Инвестиции могут принимать разные формы: от физических активов до интеллектуального капитала, что позволяет увеличить мощность или повысить эффективность существующих активов, например, за счет смены управленческих мощностей. При благоприятных условиях инвестиции способствуют увеличению общего объема накоплений за счет приращения факторов производства и внедрения новых методов и процессов, повышающих уровень производительности и уровень жизни населения в регионе.

В контексте динамики потоков вливания инвестиций в развитие региона необходимо обособить такое понятие, как инвестиционный климат. Выстраивание инвестиционного климата в благоприятном ключе позволяет наращивать капитал, совершенствовать навыки, разрабатывать и реализовывать технологии, что способствует расширению региональных экономических субъектов. Вместе с тем, возникает возможность эффективного распределения направить ресурсов посредством конкурентного давления и дисциплины, налагаемой акционерами и кредиторами, в виду чего происходит так называемый естественный отбор, который предполагает конкурентоспособным предприятиям оставаться и функционировать на рынке. Как следствие, эффект от вливания инвестиций должен быть направлен на получение положительного экономического и социального эффекта.

Следует отметить, что инвестиционная привлекательность региона складывается из восьми факторов: географического положения и природных ресурсов, человеческого капитал, внутреннего рынка, региональной инфраструктуры, производственного потенциала, институциональной среды, финансовой устойчивости и уровня инновационного развития региона (рис. 1).


 

 

Рисунок 1 – Факторы инвестиционной привлекательности региона

Рассмотрим подробно каждый из представленный на рисунке 1 факторов:

  1. Фактор географическое положение и природные ресурсы предполагаем исследовать регион с точки зрения наличия в нем основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), экологического состояния окружающей среды и энергоемкости экономики.
  2. Человеческий капитал определяется уровнем развития трудовых ресурсов, что предполагает рассматривать объем рынка труда, динамику занятости и безработицы в регионе, уровень производительности труда и численность экономически активного населения.
  3. Фактор региональной инфраструктуры определяется уровнем развития и доступности «жесткой» инфраструктуры (транспортная, энергетическая, жилищная и т.д.) так и «мягкой» инфраструктуры (финансовая, социальная, государственная систему).
  4. Уровень развития внутреннего рынка региона предполагает исследование таких показателей как состояние располагаемых доходов населения региона и уровень его покупательной способности.
  5. Фактор производственного потенциала подразумевает под собой результативность и эффективность осуществления экономической деятельности предприятиями, функционирующими в регионе, в зависимости от отраслевой специфики экономики региона.
  6. Институциональная среда: предполагает состояние и механизмы применения нормативных и правовых аспектов введения экономики в части контроля и стимулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне.
  7. Состояние региональной финансовой системы, оценка финансового положения предприятий региона (прибыльность/убыточность), кредиторская и дебиторская задолженности организаций образуют финансовую устойчивость региона;
  8. Уровень инновационного развития региона долю предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства участвующих в процессе создания, адаптации и генерирования продуктов научно-технического прогресса с целью дальнейшего использования в направлении повышения конкурентоспособности региона и повышения уровня благосостояния населения.

Для развития уровня инвестиционной привлекательности многие страны используют стратегию территориального зонирования, создавая особые экономические зоны (ОЭЗ). К общим чертам ОЭЗ относятся включают географически определенная территория, упрощенные процедуры – например, таможенные, специальные правила, налоговые каникулы – которые часто регулируются одним административным органом.

Зональная стратегия является эффективной для привлечения инвесторов в краткосрочной перспективе, так как обладает доступной инфраструктурой и обеспечивает беспошлинный доступ к товарам и ресурсам. Тем не менее, с точки зрения поддержания инноваций и конкурентоспособности особые зоны часто находятся на стадии стагнации, так как не соответствуют условиям технологической модернизации и перехода на новый промышленный уклад.

Экономическая зоны имеет тенденцию создавать слабые отраслевые связи с субъектами экономики, если она не является частью более широкой программы развития, включающую соответствующие связи с остальными отраслями экономики и обладающую способностью к снижению экономических барьеров.

Страны, применяющие стратегию зонирования территорий, должны следить за тем, чтобы нормативно-правовая база, а также меры по борьбе с коррупцией применялись к экономическим субъектам не только в рамках определенной зоны, но и по всей территории.

Некоторые страны во главу угла экономического развития регионов и формирования благоприятной инвестиционной привлекательности внедряют комплексные стратегии развития кластеров. Формирование и развитие отраслевых кластеров на местном уровне представляет собой важный фактор развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Динамика кластеров зависит от ряда основных направлений, объединяющих государственную политику и инициативы на уровне частного сектора и социальных институтов.

Отраслевые кластеры имеют следующие специфические характеристики, позволяющие создавать новые технологии и инновации:

  • роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении стабильности и базовой инфраструктуры;
  • институциональная среда, которая стимулирует приобретение и передачу технологий, включая защиту прав интеллектуальной собственности, эффективно выстроенную политику в области науки и технологий и участие научно-исследовательских учреждений;
  • коллаборация внутри кластеров через цепочки создания стоимости и рынки;
  • привлечение посреднических организаций для эффективной горизонтальной коммуникации и координации между участниками и заинтересованными сторонами.

Уровень благосостояния населения в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу составили 28,4 тыс. руб. в месяц.

Из общего числа экономических субъектов СКФО (без учета субъекта МСП) 70,9 % являются прибыльными, при этом на долю убыточных предприятий приходится 29,1 %, следует отметить, что наибольшая доля убыточных предприятий приходится на долю Кабардино-Балкарской Республики (40,8%) и Республики Северная Осетия-Алания (38,3 %) (рис. 2) [6].

 

Рисунок 2 - Финансовые результаты деятельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) по регионам Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2023 года (млн. руб.) [6]

 

По данным статистики Агентства стратегических инициатив республики СКФО продемонстрировали наибольший прирост по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства за 2023 год: Республика Дагестан (+216%), Чеченская Республика (+195%), Республика Кабардино-Балкария (+121%), Республика Ингушетия (+101%), Республика Северная Осетия-Алания (+76%).

В I квартале 2023 года оборот субъектов малого МСП по регионам Северо-Кавказского федерального округа составил 114,2 млрд. руб., положительная динамика наблюдается в Республике Дагестан, Чеченской Республике и Ставропольском крае (рис. 3) [6]

 

 

Рисунок 3 - Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по регионам Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2023 года (млрд. руб.) [6]

 

Доля инвестиций в основной капитал, направленная на социально-экономическое развитие регионов СКФО в I полугодии 2023 г. составила 289 млрд. руб., и 118,5% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Объем инвестиций в округ составил 2,5% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составил 36,2%, привлеченных средств – 63,8%, из которых 31,0% – средства федерального бюджета (рис. 4).

 

Рисунок 4 - Инвестиции в основной капитал по регионам Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2023 года (млн. руб.)

 

Согласно рейтингу российских регионов SMARТ Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) четыре региона СКФО вошли группу D. относительно слабого уровня. Так, Республика Ингушетия заняла последнее - 85 место, за ней на 84 месте - Карачаево-Черкесская Республика-, Кабардино-Балкарская Республика заняла 78 места, а Республика Дагестан на 77 строчке (рис. 5) [7].

Рисунок 5 – Позиции регионов СКФО в рейтинге российских регионов SMARТ [7]

 

Однако, следует отметить, что по подрейтингу «Экосистема поддержки создания хай-тек бизнеса в регионе («Горизонт инноваций»)» Чеченская Республика (0,58) и Республика Северная Осетия-Алания (0,53) демонстрируют высокие показатели.

 

Обсуждение

В данном контексте для увеличения уровня инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа необходимо создать коллаборативную среду, которая будет аккумулировать в себе как государственные, так и частные интересы. В качестве такой среды, автором предлагается внедрение стратегии кластеризации в регионах СКФО. Как следствие, для внедрения данной стратегии и увеличения регионов СКФО необходимы следующие действия:

Органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить наличие механизмов и институтов для обеспечения соблюдения правил и содействия их соблюдению. В принципе, регулирование должно обеспечиваться равным образом для всех экономических субъектов. Регулирование не может быть эффективным без надлежащего механизма правоприменения. Функция контроля является одним из наиболее важных способов обеспечения соблюдения правил и обеспечения их соблюдения. Планирование, определение целей и постановка задач должны быть четко интегрированы в общую систему регулирования, наряду с предотвращением коррупции и поощрением этического поведения.

Выстраивание связей между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными компаниями, особенно мелкими поставщиками, вносят значительный вклад в региональное развитие. Связи могут быть эффективным средством передачи технологий, знаний, управленческих и технических навыков, в зависимости от соответствующей политики и способности отечественных предприятий осваивать эти технологии. В этой связи решающее значение имеет создание благоприятных условий, способствующих росту и конкурентоспособности малых и средних предприятий (МСП). Это может включать в себя меры по поощрению и поддержке МСП, начиная от оптимизации регулирования бизнеса и заканчивая целевым профессиональным обучением и услугами по развитию бизнеса, а также предоставление МСП ноу-хау по разработке эффективных мер ответственного ведения бизнеса.

Создание интегрированной образовательной системы повышения квалификации для взращивания квалифицированного кадрового состава региона, по средствам привлечения обучающихся к научно-техническим разработкам. Также создание внутри региона образовательной среды, основанной на принципах непрерывности.

Таким образом, развитие инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа напрямую зависит от вышеизложенных факторов и требует поиска точек роста и развития внутри каждого региона для дальнейшего экономического развития по средствам внедрения кластерной стратегии и развития инновационной среды региона.

References

1. Bondarenko V.A., Galazova S.S., Romanishina T.S. Issues of attracting investors: soft and hard factors in positive transformations of the regional economy // Financial Research. 2021. No. 2 (71). pp. 76-89.

2. Vartumyan A.A., Novoselova N.N., Khubulova V.V., Lavrova T.N. Modern directions of clustering of the tourism industry: digital convergence // Modern science and innovation. 2022. No. 3 (39). pp. 239-245.

3. Galazova S.S. New stage of optimization of Russian development institutions // Bulletin of NSUEM. 2023. No. 2. P. 10-18.

4. Galazova S.S., Tatuev A.A., Nagoev A.B., Ashkhotov A.M., Kasaeva T.V. Regional economic space: theoretical and methodological aspects / Monograph - Moscow, 2018.

5. Kazakov M.Yu., Fomichenko S.A. Assessing the readiness of the region - the “growth pole” for digitalization of the economy // Economics of sustainable development. 2023. No. 1 (53). pp. 44-47.

6. Official website of the Federal State Statistics Service - Access mode: https://rosstat.gov.ru/.

7. Rating of innovative regions of Russia 2023 AIRR - Access mode: https://fms24.ru/reiting-innovacionnyx-regionov-rossii-2023-airr

8. Salgiriev R.R., Khubulova V.V., Shakhgiraev I.U. Cluster approach to the spatial development of tourism as the main pole of sustainable development of the socio-economic system in the region // Economics of sustainable development. 2021. No. 4 (48). pp. 164-168.

9. Semenova E.A., Novoselova N.N., Khubulova V.V. Digital platform as the basis for the development of a socio-economic system (on the example of the tourism industry of the North Caucasus region) // Scientific result. Business and service technologies. 2022. T. 8. No. 1. P. 49-61.

10. Shchedrina E.Yu., Moiseeva A.G., Goncharov A.N., Khubulova V.V. Digital tourism: how industry 4.0 will affect the region’s tourism industry // Modern science and innovation. 2019. No. 1 (25). pp. 251-257.


Login or Create
* Forgot password?