ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Авторы статьи, специалисты по технологиям управления антропосистемами, описали феномен виртуальной реальности с точки зрения его практической значимости для разработки стратегий управления социумом. В предлагаемом методе стратегического планирования виртуальная реальность выступает как теоретико-философский базис конструирования и виртуализации экономико-математических образов реальных социально-экономических систем в виртуальном мире. Особое внимание уделено фундаментальным свойствам социально-экономических систем, обусловливающих объективную связь их виртуальных образов с принципами нелинейной динамики. На примере инструмента динамического моделирования «ДИН-Прогноз» показано применение элементов виртуальной реальности при проведении машинных экспериментов, направленных на разработку стратегий управления социальными системами. Предложено применять порождающую виртуальную реальность, имеющую обратную связь по временному континууму с опережающим виртуальным образом, как новое направление социально- экономического прогнозирования.

Ключевые слова:
виртуальная реальность, нелинейная динамика, динамическое моделирование, социально-экономическая система, «ДИН-Прогноз», нестационарная структура, кибернетика, синергетика, самоорганизация, детерминированный хаос.
Текст

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ВИРТУАЛЬНОй РЕАЛЬНОСТИ

Первые поддающиеся формализации представления о виртуальной реальности появились в средневековой западноевропейской теологии и были связаны с размышлениями об иерархии (структуре) и логике уровней божественной реальности. Задачи отношения классов (множеств) вещей, предметов и обозначающих их общих понятий (универсалий), энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального формулировались на языке того времени, как «сколько ангелов может уместиться на острие иглы» и т.п. Дальнейшие представления о реальности получили развитие в различных направлениях научной мысли — от философских концепций субъективизма Р. Декарта и его радикальной формы силопсизма до формальных теорий квантовой механики и теории множественности миров Х. Эверетта [13].

Позитивные и негативные аспекты освоения виртуальной реальности были заложены в исследовательском творчестве Л. Витгенштейна и У. Джемса. Витгенштейн дал мощный импульс развитию направления логического совершенствования языков описания и анализа реальности. Кроме того, он объяснил истоки феномена автономизации языка описания реальности, в результате которой генерирующийся из самого себя, согласно свой внутренней логике, язык начинает жить собственной жизнью, оторванной от реальности, за что в итоге расплачиваются носители такого языка. На этот феномен особое внимание обращал прагматик У. Джемс.

Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

2. Бердяев Н. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 499-523.

3. Зотов В. Особенности применения экономико-математических моделей кибернетического класса в инструментах поддержки принятия решений в экономике // Экономические науки. 2007. № 6 (31).

4. Кугаенко А. Экономическая кибернетика. М.: Вузовская книга, 2010.

5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.

6. Носов Н. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1994.

7. Носов Н. Манифест виртуалистики. М.: Путь, 2001.

8. Пенроуз Р. «Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики». Эдиториал УРСС, 2003.

9. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм / Пер. с англ. М., 2001.

10. Таратута Е. Философия виртуальной реальности. Спб., 2007.

11. Форрестер Д. Мировая динамика. М.: АСТ, 2003.

12. Ярцева С.И. Управление человеческими ресурсами: формирование методологических оснований анализа. М.: ГУУ, 2008.

13. Everett H., III. Relative state formulation of quantum mechanics. Reviews of Modern Physics, 29 (1957), pp. 454-462.

14. Baudrillard Jean. Simulacres et Simulation. Collection Débats. Galilée, 1981.

15. Myron W. Krueger. Artificial Reality (1983), Artificial Reality II (1991).

16. Woolgar S. Introduction: Five Rules of Virtuality // Virtual Society? Technology, Cyberbole, Reality // Woolgar S. (ed.) Oxford: Oxford University press, 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?