Россия
Введение. Статья посвящена рассмотрению мирового фонда афористических единиц как уникального примера духовной и ментальной глобализации людей независимо от их национальности и гражданства. Национальные архивы афоризмов являются квинтэссенцией глубины мыслительной деятельности человека в активном созерцании мира, представляют собой своего рода универсальный надэтнический информационный архив общечеловеческих ценностей и истин и рассматриваются нами в свете их межкультурной значимости как средства сглаживания национальных различий и сближения разных этнокультур. Целью статьи является показать, что национальные архивы афоризмов можно рассматривать как положительный пример культурной глобализации и использовать как средство сглаживания национальных различий и объединения разных наций, культур и стран. Методология, методы и методики. Сравнительно-сопоставительный анализ ряда сборников афоризмов и анализ содержательной стороны афористической риторики явились основными методами достижения поставленной цели. Результаты. Темы афоризмов не характеризуют какой-то определенный период человеческой истории и также не имеют ярко выраженной этнической специфики. Афоризмы преимущественно характеризуют человека как Человека независимо от его этнической принадлежности, гражданства и исторических эпох и провозглашают общечеловеческие ценности. Научная новизна. Афоризмы впервые рассматриваются как уникальный пример духовной и ментальной глобализации людей независимо от их национальности и гражданства в свете их межкультурной значимости как средства сглаживания национальных различий и сближения разных наций, культур и стран. Практическая значимость. Мировой фонд афористических единиц представляет собой универсальный надэтнический информационный архив общечеловеческих ценностей и истин, обладает значительным потенциалом сглаживания противоречий (этнических, религиозных, гендерных, политических и др.) и может быть использован во всех контекстах современного мира как примиряющий и гармонирующий фактор.
глобализация, афоризм, национальный менталитет, духовные ценности
1. Бредис М.А., Димогло М.С., Ломакина О.В. Паремии в современной лингвистике: подходы к изучению, текстообразующий и лингвокультурологический потенциал // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11. № 2. С. 265-284.
2. Гаврин С.Г. Афористическая фразеология как лингвистическая категория // Учёные записки ПГПИ. 1971. Т. 87. С. 3-23.
3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: три лингвострановедческих концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы. Москва: Индрик, 2005. 1037 с.
4. Иванов Е.Е. Афоризм как объект лингвистики: основные признаки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11. № 4. С. 659-706. DOI:https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-4-659-706
5. Королькова А.В. Русская афористика. М.: Флинта: Наука, 2005. 342 c.
6. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. М: Высш. шк.; Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996. 380 с.
7. Ломакина О.В., Мокиенко В.М. Крылатика в современном культурном контексте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10. № 2. С. 256-272.
8. Мечковская Н.Б. Жанры афористики и градация высказываний по степени идиоматичности // Жанры речи. Вып. 6. 2009. С. 79-111.
9. Наличникова И.А. Афоризм как жанр, малоформатный текст и универсальное высказывание // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4 (58): в 3-х ч. Ч. 3. C. 121-123.
10. Оганесян С.С. О понятии «общечеловеческие ценности» // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. № 6. С. 44-49. DOIhttps://doi.org/10.12737/2587-9103-2019-44-49
11. Усольцев Д.Э. Семантика общекультурных ценностей русского человека // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2015. № 5. С. 26-30. DOI https://doi.org/10.12737/13423
12. Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. М.: Наука, 1990. 419 с.
13. Akramov I. The special characteristics of the aphorisms // IJORCES International journal of conference series on education and social sciences. 2022. Vol.2. No 1. Pp.88-93.
14. Cosmin B. The Aphorism: Function and Discursive Strategy // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 191. 2015. Pp.2267-2271 DOIhttps://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.229
15. Geary J. The World in a Phrase: A Brief History of the Aphorism. New York: Bloomsbury, 2005.
16. Gray R.T. Constructive Destruction: Kafka’s Aphorisms: Literary Tradition and Literary Transformation. Tubingen: Nieweyer, 1987.
17. Korolkova A., Novikova T. National culture in the context of globalization (on the material of aphoristics) // The scientific heritage. 2020. № 56. Pp. 65-67.
18. Korolkova A., Novikova T., Terentyev S. Classical Russian aphorisms as a means of representing culture // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Pp. 844-851. URL: https://www.researchgate.net/publication/351646240_Classical_Russian_Aphorisms_As_A_Means_Of_Representing_Culture (дата обращения: 14.06.2023).
19. Odyntsova H., Kondratieva T. Aphorisms as means of interpreting of linguistic terms // Folia linguistica et litteraria. 2022. 39. Pp.187-204 DOI:https://doi.org/10.31902/fll.39.2022.10
20. Sharmanova N. Differential Features of Aphorism as a Unit of Paremiology // Ukrainistyka. Kryvyi Rih: Vydavnytsvo Kryvorizkoho Derzhavnoho Pedahohichnoho Universytetu, 2002. 131-135.