СИСТЕМНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИМУСА НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА: ПОСТРОЕНИЕ ДИСКРИМИНАНТНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
У представителей четырех классов наземных позвоночных (Amphibia, Reptilia, Aves, Mammalia, включая человека) изучен ряд макро- и микроморфологических параметров тимуса: индекс массы тимуса, корково-мозговой индекс, индекс длины, ширины и толщины долей тимуса, относительная площадь кровеносного русла, количество и размеры тимусных телец, количество тимоцитов коры и мозгового вещества тимуса. С использованием дискриминантного анализа построены математические модели, отражающие конструктивные особенности тимуса как на макро- так и на микроморфологическом уровне у всех представителей сравнительно-морфологического ряда. Впервые определен характер взаимовлияния различных морфологических параметров тимуса. Установлена степень влияния каждого морфологического показателя на морфологическую структуру тимуса в целом. На основе полученных дискриминантных моделей появляется возможность определить масштабы различий и сходств в строе-нии тимуса у позвоночных животных, отличающихся уровнем организации, особенностями биологии, степенью специализации к различным условиям среды обитания. Выявлено, что повышение емкости энергетического обмена и развитие теплокровности оказывает наиболее существенное влияние на мор-фологию тимуса позвоночных животных и человека. Показано, что по изученным морфологическим па-раметрам тимус человека отличается от данного органа позвоночных животных, обитающих в естест-венной экологически чистой среде, что связано с влиянием на здоровье человека экстремальных условий антропогенного характера.

Ключевые слова:
позвоночных животные, тимус, макро- микроморфология, дискриминантный анализ.
Список литературы

1. Волкова О.В., Елецкий Ю.К. Основы гистологии с гистологической техникой. М.: Медицина, 1982. 304 с.

2. Грушко М.П. Структурно-функциональные особенности тимуса лягушки (Rana ridibunda) // Becmник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 6. С. 224-225.

3. Дольник В.Р. Стандартный метаболизм у позвоночных животных: в чем причины различий ме-жду пойкилотермными и гомойотермными классами // Зоологический журнал. 2002. Т. 81, № 6, С. 643-654.

4. Ерофеева Л.М. Антропогенные воздействия электромагнитных полей на органы иммунной сис-темы // Морфология. 2008. Т. 133, № 2. С. 45.

5. Кветной И.М., Ярилин А.А., Полякова В.О. Нейроиммуноэндокринология тимуса. СПб.: Деан, 2005. 160 с.

6. Клевезаль Г.А. Принципы и методы определения возраста млекопитающих. М.: КМК, 2007. 283 с.

7. Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. Статистические методы в медико-биологических иссле-дованиях с использованием Excel. Казань: МОРИОН, 2001. 408.с

8. Никитюк Д. Б., Мирошкин Д. В. Иммунные структуры при повышенной физической нагрузке // Морфология. 2008. Т. 133, № 2. С. 85.

9. Пестова И.М., Четверных В.А. Морфофункциональная организация системы гемииммунопоэза в эволюции. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии // Ленинград. 1990. Т. 99, № 11. С. 90-99.

10. Решетников И.С., Владимиров Л.Н. Тимус северного оленя: Морфофункциональное развитие, влияние экологических факторов, биопрепараты. М.: Академкнига, 2002. 238 с.

11. Селезнев С.Б. Эволюция лимфоидных структур позвоночных // Морфология. 2006. Т. 129, № 4. С. 111.

12. Berczi I. The stress concept and neuroimmunoregulation in modern biology // Ann. N. Y. Acad. Sciency. 1998. V. 15, № 6. P. 3-12.

13. Engler H., Stefanski V. Social stress and T cell maturation in male rats: transient and persistent altera-tions in thymic function // Psychoneuroendocrinology. 2003. V. 28, № 8. P. 951-969.

14. Yuyan Lu, Pipeng Li Development of thymus gland in snake // J. Morphol. 2001. V. 248, № 3. P. 256.

15. Bazan-Kubik I. Topographie et morphologie du thymus des mammiferes // Ann. UMCS. 1991. V. 46. P. 133-140.

16. Chapman N., Twigg G. Studies on the thymus glandt of British Cervidae, particularly muntjac, Mun-tiacus reeversi, and fallow // J. Zool. 1990. V. 222, № 4. P. 653-675.

Войти или Создать
* Забыли пароль?