СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ КРИМИНОГЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ОКРУЖЕНИЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в статье рассмотрены вопросы изучения и описания отношений криминогенной личности к социальному окружению. Отмечается практическая и научная актуальность изучения социальных отношений для ресоциализации и реинтеграции лиц, осужденных за совершение преступлений. Акцентируется внимание на роли отношений в криминализации и ресоциализации криминогенной личности. Констатируется отсутствие единых представлений о детерминантах отношений криминогенной личности к социальному окружению, их структуре и функциях. Целью исследования выступает разработка модели отношений криминогенной личности к социальному окружению. Методологическим основанием исследования является системный подход. Определяется понятие «криминогенная личность», отмечается значение симптомокомплекса криминогенных личностных особенностей в формировании социальных отношений. Описываются морфологический, структурный и функциональный подходы к изучению отношений, делается вывод об ограниченных возможностях каждого из них в репрезентации отношений криминогенной личности. Формулируется предположение о состоятельности структурно-функциональной разновидности системного подхода для репрезентации отношений криминогенной личности. Результатом работы выступает структурно-функциональная модель отношений криминогенной личности к социальному окружению. Системообразующее значение в формировании отношений отводится симптомокомплексу криминогенных свойств личности, выступающему основанием для возникновения отношений к окружающим. Структурные составляющие определяются на основе разделения субъектной и объектной частей отношения. Функциональные составляющие отношения рассматриваются в контексте соучастия окружающих в удовлетворении потребностей и изменении самоотношения криминогенной личности. Областью применения результатов выступает превенция и профилактика рецидивной преступности. Новизна работы заключается в создании модели отношений криминогенной личности с социальным окружением, выделении структурных и функциональных составляющих, дифференциации инвариантных и вариативных компонент. Выводы. Перспективы дальнейших исследований заключаются в уточнении сведений о сущности отношений криминогенной личности к окружающим и их концептуализации. Методической перспективой является разработка опросника, позволяющего изучать структуру и функции отношений криминогенных лиц на этапе их пенитенциарного и постпенитенциарного сопровождения.

Ключевые слова:
личность преступника, криминогенная личность, криминализация, социальное окружение, отношение к окружающим, ресоциализация
Текст

Введение. Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью предупреждения преступлений, совершаемых, в том числе, лицами, ранее привлекавшимися за аналогичные противоправные деяния. Противодействие рецидивной преступности осуществляется посредством ресоциализации данной категории лиц на этапе отбывания ими уголовного наказания. К психологическим индикаторам склонности и готовности к совершению преступления относятся отношения к другим людям, группам и сообществам. Раскрытие феноменологии данных отношений, психологических факторов и механизмов их образования и трансформации может способствовать, во-первых, пониманию возможностей их использования для предупреждения преступлений; во-вторых, превентивных мер по снижению криминализации и насилия в обществе; в-третьих, повышению эффективности реинтеграции лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях. Решение этих задач требует проведения научного исследования, поскольку в психологической науке отсутствует единое представление о сущности отношений криминогенной личности к социальному окружению, их предпосылках, структуре и функциях.  

Представленные доводы обосновывают научную актуальность исследования, конкретизируют проблему и определяет его цель: разработка модели отношений криминогенной личности к социальному окружению. 

Задачами исследования является определение специфических особенностей криминогенной личности, анализ положений психологических теорий отношений, обобщение методологических подходов к концептуализации отношений криминогенной личности с социальным окружением и разработку  модели данных отношений.

Структура статьи организована в соответствии с поставленными задачами. В первой части статьи приводятся сведения о криминогенной личности и особенностях ее отношений с социальным окружением, во второй части описываются положения теорий отношений, а также методология морфологического, структурного и функционального подходов к их анализу. В завершающей части статьи обосновывается необходимость интеграции методологии для изучения отношений криминогенной личности и описывается модель отношений. В заключении обсуждаются перспективные направления использования представленной модели.

Представление о криминогенной личности в психологии. В отечественной науке понятие «криминогенная личность» используется в качестве категории, обобщающей комплекс личностных черт, свойств и характеристик, обусловливающих совершение преступления [4]. 

В академической литературе описываются разноуровневые особенности личности, побуждающие криминальное поведение. На уровне индивидных свойств криминогенную личность характеризует импульсивность и ригидность [8, 13, 20].  Личностными чертами преступников-рецидивистов выступают агрессивность и жестокость по отношению к другим людям, неспособность сочувствовать и сопереживать их страданиям [5]. К  криминогенным образованиям личностного уровня А.Н. Пастушеня относит несформированность потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сфер, неэффективность регулятивных механизмов  [17]. В области интеллектуального развития исследователи отмечают интеллектуальную незрелость, свойственную лицам, склонным к совершению тяжких и особо тяжких преступлений [13]. На уровне социально-психологических особенностей, криминогенной личности свойственны неприязненные отношения к другим людям, побуждаемые неполноценностью, униженностью, ревностью и другими негативными чувствами [10, 18].

Можно заключить, что криминогенная личность характеризуется предрасположенностью к совершению преступлений, вследствие комплекса  разноуровневых психологических характеристик, проявляющегося в поведении, отношениях к себе и окружающим людям.  В большинстве криминологических исследований их анализ проводится для определения уровня криминогенности, однако в целях нашего исследования важно рассмотреть их в максимально полном объеме, а не только в аспекте криминализации. Выполнение этой задачи требует опоры на теоретические представления об отношениях к социальному окружению, раскрывающие их значение для личности и ее жизнедеятельности.

Психологическое значение отношения личности к социальному окружению. Отношения личности к социальному  окружению в отечественной психологии рассматриваются в качестве показателя, характеризующего уровень социального развития. Основанием этому подходу могут являться слова С.Л. Рубинштейна о значении отношений в формировании сущности человека: «отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [21, с. 262]. Б.Г. Ананьев отмечал интрапсихологическое значение отношений   к другим людям для формирования личности. Он утверждал, что отношения выступают основанием для развития интеллектуальных, волевых и эмоционально-мотивационных свойств личности,  участвуют в формировании рефлексивных свойств в виде отношения человека к самому себе [2].   

Отношение к социальному окружению оказывает влияние на взаимодействие с его участниками, проявляясь в общении и совместной деятельности. В работах А.А. Бодалева показано, что познание человеком окружающих людей приводит к формированию представления о них, выступающего основой для межличностных отношений и взаимодействия [3]. Согласно А.В. Петровскому, понимание ценности и смысла совместной деятельности влияет на межличностные отношения участников группы и их взаимодействие [19].

Содержание отношений личности к окружающим зависит от субъективных аспектов их восприятия, оценки действий и поступков. Б.Ф. Ломов считал, что отношение человека субъективно, поскольку включает в себя оценочную составляющую, отражающую принадлежность человека к другим людям и определенные ожидания, связанные с ними [12]. Отношение к окружающим влияет на внутренний мир личности, затрагивая представление о себе и влияя на самооценку. Оба этих образования зависят от связей и отношений личности с окружающими, трансформируясь вслед за изменениями  социальных позиций,  ролей и функций в социальных группах, установления определенных форм межличностных отношений.

Следует отметить, что данные научные представления о роли отношений в формировании внутри- и межличностных образований получены преимущественно на выборках правопослушных людей.

Исследованию отношений криминогенной личности к социальному окружению посвящено малое количество работ. К тому же они имеют  криминологическую направленность и фокусируются на определении общественной опасности личности через изучение форм ее отношений к окружающим. Полученные ими знания о сущности отношений либо специфичны, поскольку основываются на детерминирующем влиянии криминогенности на отношения с окружающими, либо ограничены определенными видами преступных действий  и не рассматривают той части отношений личности, что не связанна с преступным поведением.  

В этой связи, обоснованным видится поиск и представление  теоретико-методологических оснований, способных охватить весь объем отношений криминогенной личности к социальному окружению.

Разработка и выдвижение теоретико-методологических положений. В отечественной психологии представлены подходы к изучению морфологических, структурных и функциональных аспектов отношений личности.

Морфологический подход нацелен на раскрытие строения отношений и определении их составляющих (компонент). Поскольку морфология отношений личности впервые была описана В.Н. Мясищевым, целесообразно описать состав отношения на основе предложенной им совокупности эмоционального, когнитивного и мотивационно-поведенческого (волевого) компонент [15]. Эмоциональная составляющая отношений может быть репрезентирована совокупностью эмоциональных состояний и переживаний, служащих, по мнению Н.Н. Обозова основанием для формирования более сложных отношений, таких как привязанность (неприязнь) [16]. Когнитивная составляющая отношений выражается в представлениях о другом человеке, его ценностях, целях, действиях, применяемых для выстраивания взаимодействия с окружающими. Процесс формирования представлений включает этапы восприятия, категоризации и интерпретации субъектом информации об участнике взаимодействия. Мотивационно-поведенческая составляющая отношений выражается в потребности к образованию отношений с другим людьми, а ее состояние может быть оценено по достигнутому уровню совместимости (сплоченности).  Представленная совокупность компонент имеет инвариантный характер, отражающий интегральные характеристики всей системы отношений личности.

В концепциях отдельных видов отношений личности (к себе, другим, профессиональной деятельности, спорту) описаны разные составляющие отношений. В их числе представлены ценностные, мотивационные, целевые, когнитивные, регуляторные, процессуальные и иные элементы [15, 16] . Различия в компонентном составе отношений обусловлены, с одной стороны их спецификой – объектом отношения,  его содержанием,  условиями, влияющими на его образование.

С другой стороны,  различия вызваны неспособностью морфологического подхода выделить инвариантную структуру отношения, установить факторы, объединяющие  разнородные компоненты отношений в единое целое. Эти особенности приводят к тому, что состав отдельных отношений может варьироваться, а их теоретические  модели могут существенно отличаться своим составом. В контексте поставленной задачи это может привести к различиям в моделях отношений с социальным окружением, разрабатываемых для криминогенной и правопослушной личности.

Поэтому целесообразно согласится с необходимостью применения  методологии, учитывающей разнородное поликомпонентное содержание отношений криминогенной личности, способной определить системообразующее основание их формирования. Ею может представить системный подход в его системно-структурном и системно-функциональном разновидностях. Данный подход уже используется для изучения отдельных аспектов отношений личности, позволяя решать намеченные задачи [9].

Приступая к описанию теоретической модели, предварительно раскроем особенности каждого из подходов к рассмотрению отношений криминогенной личности с социальным окружением.

В рамках структурного подхода отношения личности дифференцируются на основе «субъект-объектной» модели. При этом анализ отношения осуществляется с выделением  субъекта и  объекта (к себе, другим, обществу), раскрытия качественных характеристик отношения. Через призму этих элементов анализируется субъективное содержание отношений, для чего определяются уровни (стадии, формы) отношения. В русле структурного подхода выполнены конструкты шкалирования, по определению «дистанций»,  «эталона»  и измеряющие отношение к определенному объекту посредством количественных или качественных градаций. Диапазон объектов  широк и используется для  изучения доверительных, ценностных, уважительных разновидностей отношений, позволяет оценить баланс отношений, гармонию / дисгармонию во взаимоотношениях партнеров, определить соответствие демонстрируемого и воспринимаемого отношения [6]. Структура отношений личности изучается через призму категорий, маркирующих объекты отношений. К их числу относят ролевые позиции во взаимодействии («родственник», «друг», «знакомый»), группы («семья», «коллеги», «знакомые»), социальные статусы («обвиняемый», «осужденный»).

Функциональный подход к изучению отношений нацелен на раскрытие причин их образования, изучение динамики, механизмов регуляции. С функциональной точки зрения, отношения криминогенной личности не просто отражают пристрастную позицию личности, а определяются потребностно-мотивационной сферой.  Поэтому резонно полагать, что основу отношения к окружающим составляет переживание необходимости в чем-либо, удовлетворяемое посредством соучастия окружающих, совместных с ними действий, либо воздействием на них. При отсутствии специализированной теории отношений    исследователи опираются на положения общепсихологической теории деятельности  (А.Н. Леонтьев) и теории осознанной саморегуляции (В.И. Моросанова) [11, 14]. На этой основе выделяются и изучаются потребностно-мотивационные, процессуальные и регулятивные аспекты отношений личности к окружающим людям. В частности, анализируются предпосылки образования отношений, средства формирования и поддержания  отношений; способы их регуляции, состояние отношений личности и удовлетворенность ими. Таким образом, функциональный подход рассматривает социальное окружение средством удовлетворения потребностей, а образование отношений – необходимым для этого условием.

Обобщая, можно заключить, что структурный и функциональный подходы позволяют исследовать феноменологию отношений личности с социальным окружением, объясняя отдельные предпосылки и аспекты их формирования.  Создаваемое каждым из них представление об отношениях является неполным и, как следствие недостаточным для изучения отношений криминогенной личности, закономерностей их образования, внутренней организации и внешних проявлений. 
В этой связи  целесообразно использовать преимущества рассмотренных подходов путем их интеграции на основе системного подхода. Оптимальным может являться структурно-функциональная разновидность системного подхода к описанию отношений личности (А.В. Карпов). С учетом интеграции принципов отношение криминогенной личности к социальному окружению может быть определено как рефлексивное личностное образование, детерминированное функциональными связями криминогенной личности с социальным окружением, воплощенными в разноуровневых субъект-объектных отношениях.

Структурно-функциональная модель должна объяснять системообразующую роль симптомокомплекса криминогенных свойств в образовании отношений, описывать их структурную организацию и функциональное значение отношений для криминогенной личности.

Системообразующее значение в формировании отношений    криминогенной личности к социальному окружению  выполняет комплекс  личностных особенностей, обеспечивающий готовность к совершению преступлений. Его составляющими могут являться искажения в потребностно-мотивационной сфере, дефекты регуляции поведения, неадекватное самоотношение. Данный симптомокомплекс оказывает влияние на структурные и функциональные характеристики отношений с социальным окружением, обусловливая их образование и регуляцию.

Структура отношений к социальному окружению криминогенной личности может быть описана компонентами «субъект-объектной» модели отношений. В нее входит криминогенная личность в качестве субъекта отношений, а индивиды, малые группы, сообщества выступают в ней объектами отношений. Криминогенность личности, как проявление ее направленности, обусловливает специфические виды отношений (криминальные, виктимные), а характеристики объекта определяют их уровни (личные, межличностные, внутри- и межгрупповые, социальные).

Рассматривая компонентный состав структуры отношений криминогенной личности, следует подчеркнуть, что она может включать как инвариантные, типичные, так и вариативные, специфические составляющие, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями в том числе, и криминогенными.    

Функциональная составляющая отношений криминогенной личности с социальным окружением обусловлена проблемами и трудностями удовлетворения потребностей, а также изменения самоотношения. 

Инвариантный функционал отношений заключается в обеспечении удовлетворения потребностей путем предоставления ресурсов, которыми не располагает криминогенная личность. Наиболее распространенными проблемами криминогенной личности, требующими выстраивания ресурсных отношений с социальным окружением, являются отсутствие жилья, постоянного и легального источника дохода, наличие заболеваний и зависимостей (алкогольной, наркотической и пр.), препятствующих трудовой деятельности [7].  

Второй инвариантной функцией отношений является коррекция эгоцентрического самоотношения криминогенной личности, посредством формирования социоцентрической позиции в отношениях, повышающей уровень альтруизма, стимулирующей формирование отношения заботы и поддержки к окружающим. Она образована оценками поступков  со стороны референтных лиц, входящих в социальное окружение криминогенной личности. Поддержка противоправных подкрепляет эгоцентрическое самоотношение и криминальную направленность как средство ее воплощения. Негативная оценка противоправного поведения обесценивает криминальный образ жизни, усиливает просоциальную направленность поведения.

Следует отметить, что наряду с инвариантными функциями, отношения к окружающим могут быть обусловлены потребностями, не находящимися под влиянием криминогенности, а вызванными интересами, желаниями, стремлениями субъекта. Их воплощение образует вариативный функционал отношений, дополняющий инвариантный.

Сочетание инвариантных и вариативных функций объясняет разнородный и разбалансированный характер отношений криминогенной личности к различным видам лиц и категориям социальных групп, составляющим ее социальное окружение. Социальное окружение в их представлении существенно дифференцировано, а взаимодействие – регламентировано их принадлежностью к определенным категориям. Так, например, криминогенные лица образуют доверительные и поддерживающие отношения с кругом значимых для них людей, оказывая им помощь, даже в ущерб себе. Одновременно они склонны рассматривать других людей объектами насилия, обмана и преступных посягательств. Учитывая это, целесообразно полагать, что функциональные составляющие отношений могут быть раскрыты только совместно с  изучением структуры социального окружения криминогенной личности, что еще раз свидетельствует в пользу применения системно-функционального подхода к анализу отношений криминогенной личности.

Выводы. Выполненный анализ отношений личности к социальному окружению и особенностей криминогенной личности показал  необходимость применения специальной методологии для изучения феноменологии отношений, свойственных криминогенной личности, к  ее социальному окружению.  Было показано, что наиболее адекватным средством их репрезентации может выступить структурно-функциональная разновидность системного подхода, разработанная в отечественной психологической науке. На основе теоретико-методологических положений  подхода была разработана структурно-функциональная модель отношений криминогенной личности к социальному окружению. Модель учитывает личностные, межличностные и социальные особенности криминогенной личности за счет введения и дифференциации структурно-уровневых компонент и функциональных аспектов отношений, рассматривает их инвариантные (общие) и вариативные (частные) проявления.

Перспективы применения модели разделяются нами на научные и методические. Научная перспектива заключается в использовании модели для обобщения накопленных теоретических сведений и эмпирических фактов о частных проявлениях отношений криминогенной личности к социальному окружению. Методическая перспектива видится в разработке психодиагностических методик, посредством которых модель может быть верифицирована, а методики могут применяться в ходе пенитенциарного и постпенитенциарного сопровождения лиц, осужденных за совершение умышленных насильственных преступлений в целях предупреждения повторных преступлений.

Список литературы

1. Абатуров А. И. Постпенитенциарное сопровождение осужденных: проблемы и реальность // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2023. № 1(15). С. 8-14.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург.: Питер, 2001. 288 с.

3. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 256 с.

4. Бурлаков В. Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 235 с.

5. Грошев А. В. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника, совершившего преступления при наличии признаков рецидива // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. 2021. № 6(30). С. 178-183.

6. Духновский С. В. Дистанция в межличностных отношениях. Диагностика и регуляция: монография. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 209 с.

7. Злоказов К. В. Оценка личностных, межличностных и социальных проблем в ресоциализации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 3(99). С. 218-226.

8. Казберов П. Н. Анализ причин и профилактика криминализации личности несовершеннолетних // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 265-268.

9. Карпов А. В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 126-136.

10. Краснощеков А. С. Социально-психологические и личностные детерминанты делинквентного поведения осужденных за насильственные преступления // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 107-114.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 352 с.

12. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва : Директ-Медиа, 2008. 1174 с.

13. Молчанова Е. П., Писарев О. М. Особенности интегральной индивидуальности мужчин, осуждённых за тяжкие преступления // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 5 (39). С. 195-207.

14. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. Москва: Наука, 2001. 192 с.

15. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 400 с.

16. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений/ Киев: «Лыбидь», 1990. 192 с.

17. Пастушеня А. Н. Признаки криминальной склонности личности, выявляемые на основе проективного подхода к ее психодиагностике // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2021. № 1(41). С. 217-223.

18. Пастушеня А. Н. Теоретические основания психологической диагностики криминальной предрасположенности личности // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2020. № 1(39). С. 222-227.

19. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Политиздат, 1982. 255 с.

20. Прядеин В. П., Смирнов А. В., Чернышева Е. В. Мотивация правонарушений у социально нормативных лиц. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. 252 с.

21. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петребург: Питер, 2003. 512 с.

Рецензии
1. Структурно-функциональная модель отношений криминогенной личности к социальному окружению Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?