Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современном бизнесе исключительно важным источником эффективности и развития организации становится готовность и способность сотрудников добровольно и инициативно содействовать созданию и внедрению инноваций путем непрерывных улучшений процессов, работ и других аспектов совместной деятельности. Эта способность проявляется в инициативном поведении, управление которым требует применения методов, основанных на понимании природы проактивности работников. В статье выдвигается теоретическое обоснование специфических мотивационных механизмов инициативного поведения сотрудника, существенно отличающихся от механизмов нормативного поведения; в развитие идей о внутримотивационной природе проактивности описывается процесс запуска инициативного поведения, включающий этапы создания импульса-вызова, самоактуализации и самоорганизации; описаны основные параметры организационной среды, поддерживающей инициативы персонала. Представленные результаты будут полезны для проведения научных исследований в области инициативного поведения, а также для разработки кадровой политики и практических мероприятий по мотивации персонала.

Ключевые слова:
инициативное поведение сотрудника, внутренняя мотивация, самоактуализация, самоорганизация, стимул, организационная среда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Митрофанова А.Е., Манвелян Г.А. Мотивация и стимулирование как основной инструмент удержания персонала в организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2021. Т. 10. № 1. С. 24-29. DOIhttps://doi.org/10.12737/2305-7807-2021-10-1-24-29.

2. Молодчик А.В. Концепция мотивационного механизма в саморазвивающейся организации // Кадровик. 2009. № 3-5. С. 5-11.

3. Орлова Л.В., Иванов И.Н., Сундукова Г.М. Управление знаниями как ресурс повышения креативности организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. Т. 11. № 1 (58). С. 47-50. DOIhttps://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-1-47-50.

4. Эсаулова И.А., Семенова И.В. Управление инициативой персонала как область деятельности современной организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 9. С. 26-33.

5. Эсаулова И.А. (2020). Дифференциация инновационных ценностей компании в контексте личностных механизмов проактивности и видов деятельности работников // Управленец. Т. 11. № 2. С. 41-52. DOI:https://doi.org/10.29141/2218-5003-2020-11-2-4. DOI:https://doi.org/10.29141/2218-5003-2020-11-2-4.

6. Barrick M.R., Mount M.K. (2013). The theory of purposeful work behavior: the role of personality, higher-order goals, and job characteristics. Academy of Management Review. Vol. 38 (1). Pp. 132-53. DOIhttps://doi.org/10.5465/amr.10.0479.

7. Batteman T.S., Grant M. (1999). Proactive Behavior: Meaning, Impact, recommendations. Business Horizons/ Vol. 42(3). Рp. 63-70. DOIhttps://doi.org/10.1016/S0007-6813(99)80023-8. DOIhttps://doi.org/10.1016/S0007-6813(99)80023-8.

8. Crant J.M. (2000). Proactive Behavior in Organizations. Journal of Management. Vol. 26 (3). Рp. 435-462. DOIhttps://doi.org/10.1016/S0149-2063(00)00044-1.

9. Evans K. (2012). Employee-driven innovation and workplace learning: Exploring present realities, future possibilities and enduring challenges LLinE. Vol. 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lline.fi/en/article/orientation/karen/employee-driven-innovation-and-workplace-learning-exploring-present-realities-future-possibilities-and-enduring-challenges (дата обращения: 10.10.2022). DOIhttps://doi.org/10.1177/1024258910364102.

10. Gagne M., Deci E.L. (2005). Self-determination theory and work motivation. Journal of Organizational Behavior. Vol. 26. Pp. 331-362. DOIhttps://doi.org/10.1002/job.322.

11. Grant A.M. Ashford S.J. (2008). The dynamics of proactivity at work. Research in Organizational Behavior. Vol. 28. Рp. 3-34. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.riob.2008.04.002.

12. Grant A.M., Berry J. (2010). The necessity of others is the mother of invention: Intrinsic and prosocial motivations, perspective-taking, and creativity. Academy of Management Journal. Vol. 54, № 1. Рp. 73-96. DOI:https://doi.org/10.5465/AMJ.2011.59215085.

13. Høyrup S. (2012). Employee driven innovation: A new phenomenon, concept and mode of innovation / eds. S. Høyrup, M. Bonnafous-Boucher, C. Hasse, M. Lotz, K. Møller: Employee-driven innovation: A new approach. Palgrave Macmillan. London. Pp. 3-33. DOI:https://doi.org/10.1057/9781137014764_1.

14. Frese M. Fay D. (2001). Personal initiative (PI): An active performance concept for work in the 21st century / eds. B.M. Staw, R.M. Sutton. Research in Organizational Behavior. Amsterdam: Elsevier Science. Vol. 23. Pp. 133-187. DOIhttps://doi.org/10.1016/S0191-3085(01)23005-6.

15. Lockwood N.R. (2007) Leveraging employee engagement for a competitive advantage. SHRM Research Quarterly. Alexandria, VA: SHRM Foundation. [Электронный ресурс] // URL: http://www.shrm.org/research/articles/articles/documents/07marresearchquarterly.pdf (дата обращения 02.11.2022).

16. Morrison E.W. (2006). Doing the job well: An investigation of pro-social rule breaking. Journal of Management. Vol. 32. Рp. 5-28. DOI:https://doi.org/10.1177/0149206305277790.

17. Parker S.K. (2000). From Passive to Proactive Motivation: The Importance of Flexible Role Orientations and Role Breadth Self-efficacy. Applied Psychology: An International Review. Vol. 49. Pp. 447-469. DOI:https://doi.org/10.1111/1464-0597.00025.

18. Rioux S.M., dan Penner L.A. (2001). The Causes of Organizational Citizenship Behavior: A Motivational Analysis. Journal of Applied Psychology. Vol. 86(6). Рp. 1306-1314. DOIhttps://doi.org/10.1037//0021-9010.86.6.1306.

19. Saks A.M. (2006). Antecedents and consequences of employee engagement. Journal of Managerial Psychology. Vol. 21. № 7. Pp. 600-619. DOI:https://doi.org/10.1108/026839 40610690169.

Войти или Создать
* Забыли пароль?