Анализируются некоторые нормативные понятия, используемые в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для функциональной характеристики субъектов местного самоуправления; вносятся предложения по уточнению этих понятий.
Вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления, федеральное отраслевое законодательство, право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) ввел в оборот ряд правовых понятий, раскрывающих смысл конституционных установлений об одной из важнейших форм народовластия. За годы, прошедшие с момента принятия данного Закона, некоторые из этих понятий доказали свою обоснованность и эффективность, другие оказались противоречивыми, неадекватными по содержанию и требующими уточнения.
Законом № 131-ФЗ конкретизировано понятие «вопросов местного значения», используемое Конституцией РФ для функциональной характеристики местного самоуправления (далее также — МСУ), дано нормативное определение этого термина. В соответствии со ст. 2 указанного Закона «вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». В этом определении делается попытка прежде всего обозначить «местное значение» вопросов (непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения), субъекта их решения (население, органы МСУ), правовые источники их регулирования (Конституция РФ и Закон № 131-ФЗ). Однако такое содержание термина не дает исчерпывающего представления об особенностях его правового наполнения и соотношении с другими понятиями. В этом плане он ограничивается тавтологией: «вопросы - это вопросы». По сути дела все, что характеризует по закону вопросы местного значения относится и к полномочиям субъектов МСУ.
В литературе по муниципальному праву законодательная дефиниция вопросов местного значения, дополняется положением о том, что они «определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления»; что это «сферы, направления, предметы ведения, в которых субъекты местного самоуправления вправе и обязаны действовать»; что они обозначают сферы общественных отношений, на которые распространяются полномочия субъектов МСУ.
Это доктринальное толкование термина «вопросы местного значения». Несмотря на различие формулировок, все они определяют «вопросы местного значения» как более общую правовую категорию по отношению к категории «полномочий». И это соответствует замыслу законодателя, разделившего оба понятия. Вопросы местного значения муниципальных образований определены в ст. 14, 15 и 16 Закона № 131-ФЗ, а полномочия органов МСУ обозначены в его ст. 17. Однако приходится констатировать, что этот замысел реализован непоследовательно.
1. Бабун Р. В. Местное самоуправление и муниципальное управление. Современные проблемы. Обнинск, 2010.
2. Бялкина Т. М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006.
3. Васильев В. И. Законодательные основы муниципальной реформы. М., 2005.
4. Джигарян А. А. Российское местное самоуправление и его роль в системе социальной государственности. Ростов н/Д, 2012.
5. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. М., 2006.
6. Маркварт Э., Савранская О. К вопросу о вопросах // Муниципальное право, 2004. № 4.
7. Муниципальное право: учебник / под ред. Ю. А. Дмитриева. М., 2005.
8. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2009.
9. Шугрина Е. С. Некоторые особенности судебной защиты местного самоуправления // Местное право. 2012. № 2.
10. Щипачев В. А. Муниципальная реформа нуждается в уточнении понятийного аппарата действующего законодательства // Местное право. 2012. № 2.