В статье рассматривается возможный вариант урока по ознакомлению учащихся первых классов с буквой «Е, е». Урок строится по методике обучения грамоте на основе звукового анализа, формирования умения работать со звуковыми моделями слов, предложенной Д.Б. Элькониным. Раскрывается возможность дифференцированного подхода при обучении грамоте первоклассников.
обучение грамоте, звуковой анализ, звуковая модель, дифференцированные задания.
На уроке учащиеся впервые знакомятся с буквой «Е, е». Методика ознакомления с буквой основана на работе со звуковой моделью слова. Педагог создает учебную ситуацию, при которой возникает потребность в букве, на письме обозначающей гласный звук, следующий за мягким согласным звуком. Аналогично происходило знакомство первоклассников с буквами «Я, я», «Ю, ю», «Ё, ё».
Работа осуществляется дифференцированно:
- соотнесение рисунков со звуко-буквенными схемами слов;
- соотнесение звуковых моделей со словами.
Тема урока: «Знакомство с буквой “Е, е”».
Тип урока: урок формирования первоначальных знаний.
Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на формирование умения выделять в слове гласный звук [э] и обозначать его на письме после мягкого согласного звука буквой «е».
1. Беседы с учителем. Методика обучения. - М: Вентана-Граф, 2004.
2. Журова Л.Е. Обучение грамоте: программа / В кн.: Программы: сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века». - М.: Вентана-Граф, 2008.
3. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Обучение грамоте. 1 кл. Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2014.
5. Кузнецова М.И. Я учусь читать и писать: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2014.