Россия
с 01.01.2016 по 01.01.2020
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
В статье исследованы основные подходы к пониманию цифровой трансформации бизнес-моделей, а также выделены составляющие успешной трансформации: разработка интегрированной стратегии бизнеса, оцифровка операционной модели, поиск новых путей для роста и согласование факторов, делающих цифровую трансформацию возможной. Цифровая трансформация сопровождается изменениями в маркетинге: усиливается персонализация маркетинга, проявляются сетевые эффекты, происходит рост вовлеченности покупателей в маркетинговую деятельность. Востребованы такие цифровые маркетинговые технологии, как: специальные программные продукты (CRM-системы, ERM-системы), социальные сети, веб-сайты, цифровые платформы, облачные сервисы, цифровые продукты и услуги на основе искусственного интеллекта. Выявлены тенденции развития цифровых маркетинговых технологий среди российских компаний, оценено состояние сегмента электронной коммерции, что позволило сделать рекомендации по расширению применения цифрового маркетинга в бизнесе России.
бизнес-модели, цифровая трансформация, маркетинговые технологии, электронная торговля, цифровой маркетинг
В условиях ужесточения конкуренции на российском рынке под влиянием внешних вызовов бизнес особенно остро нуждается в решениях, позволяющих трансформировать существующие модели развития, формировать новые конкурентные преимущества и оперативно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде. Возрастает важность и значимость цифровой трансформации бизнес-моделей, что находит отражение во внедрении цифровых технологий в процессы производства и управления, появлении «окон возможностей», позволяющих коренным образом изменить подходы к организации бизнеса, существенно улучшив его рыночные позиции и обеспечив большую устойчивость к шокам и действиям конкурентов. Подходы к пониманию цифровой трансформации бизнес-моделей, предложенные ведущими мировыми компаниями, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к пониманию цифровой трансформации бизнес-моделей
Компания |
Подход |
Oracle Corporation |
Переход к цифровым процессам по всем ключевым аспектам бизнеса (перестраивается операционная деятельность, создаются новые цепи поставок, внедряется управление клиентским опытом, формируются информационные системы управления) |
Hewlett-Packard |
Интеграция цифровых технологий в бизнес |
SAP |
Фундаментальное переосмысление модели на основе цифровых технологий, что позволяет повысить эффективность бизнеса и улучшить создание ценности |
IBM |
Трансформация форм предложения ценности клиентам за счет преобразования операционной модели на основе цифровых технологий |
Dropbox |
Использование цифровых технологий для преобразования существующих бизнес-процессов в цифровые, а также преобразования операционной модели на основе инновационных цифровых технологий |
Источник: [10, с. 223].
Итак, цифровая трансформация бизнес-модели обязательно предполагает широкомасштабное внедрение цифровых технологий в существующие бизнес-процессы, что является залогом роста эффективности фирмы, увеличения отдачи от использования ресурсов, поддержания и укрепления конкурентоспособности бизнеса на целевых рынках. Однако успешная реализация потенциала цифровой трансформации требует не только перестройки существующих процессов производства и управления, но и перепроектирования операционной модели на цифровой основе, что находит отражение, например, в использовании компаниями платформенных моделей. «Платформенные компании вместо того, чтобы производить продукт, который они продают потребителям, создают инфраструктуру, которая соединяет производителей и потребителей» [5, с. 85]. Примерами успешных зарубежных компаний, достигших лидерства благодаря использованию платформенных моделей бизнеса, являются: Amazon, Uber, Alibaba, Google. В то же время сохранение традиционной операционной модели при внедрении отдельных цифровых технологий в бизнес-процессы принесет лишь кратковременный эффект в виде снижения затрат, сокращения количества сбоев, улучшения финансовых результатов компании, однако не позволит обеспечить долгосрочную конкурентоспособность компании в условиях высокой волатильности в российской экономике.
Как отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 г., «развитие бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий предоставит конкурентные преимущества российским организациям, обеспечит эффективность производства и рост производительности труда» [9]. Успешная цифровая трансформация бизнес-моделей, необходимая для обеспечения национальных интересов России в области цифровой экономики, включает следующие составляющие (таблица 2).
Таблица 2. Составляющие успешной цифровой трансформации бизнес-моделей в России
Составляющая |
Описание |
Разработка интегрированной стратегии бизнеса на основе цифровых технологий |
Рекомендуется использовать адаптивный подход «проб и ошибок» с постоянным уточнением целей и экспериментальным созданием новых бизнес-процессов на основе цифровых решений. Для компаний ИТ-сектора актуален формирующий подход, рассчитанный на применение в непредсказуемой внешней среде |
Оцифровка существующей операционной модели |
Оцифровка операционной модели позволит выявить существующие «узкие места», повысить операционную эффективность, а также улучшить взаимодействие с клиентами и контрагентами |
Поиск новых возможностей для нового роста |
Актуален экосистемный подход, при котором идеи для цифровой трансформации бизнеса поступают извне (например, крупная компания приобретает инновационный стартап, который становится самостоятельной бизнес-единицей и позволяет диверсифицировать деятельность). Если же компания объективно не готова к внедрению экосистемного подхода, возможно сосредоточиться на применении цифровых маркетинговых инструментов, зарекомендовавших себя как в России, так и в зарубежных странах |
Задействование и согласование факторов, обеспечивающих цифровую трансформацию |
В качестве факторов, задействование которых необходимо для успеха цифровой трансформации, выделяются: люди и организационная структура, данные и аналитика, цифровые технологии и технологическая инфраструктура, экосистема бизнеса (сеть субъектов хозяйствования и заинтересованных лиц, совместно создающая ценность). Устойчивое взаимодействие с партнерами является необходимым условием для преодоления проблем, связанных с цифровой трансформацией модели бизнеса, и реализации потенциала цифровизации |
Источник: собственная разработка на основе [11, с. 70].
Одновременно следует признать, что все составляющие успешной цифровой трансформации, приведенные в таблице 2, тесно взаимосвязаны с цифровым маркетингом. Под влиянием цифровой трансформации изменяется организационная среда маркетинга, что проявляется по следующим направлениям [3, с. 62], [6, с. 22 – 24]:
а) значительное сокращение транзакционных издержек при взаимодействии в цифровой среде;
б) возникновение новых рынков под влиянием снижения транзакционных издержек. Все более востребованной среди представителей бизнеса становится стратегия «голубых океанов», предполагающая пересмотр процессов формирования стоимости под влиянием цифровизации;
в) проявление сетевых эффектов в виде распространения цифровых платформ, на которых взаимодействуют участники рынка. Рост предложения товаров и услуг на цифровых платформах за счет привлечения множества производителей (в т.ч. иностранных) сопровождается притоком потребителей, что позволяет избегать перенасыщения;
г) снижение жесткости конкуренции, распространение совместных проектов участников рынка, что позволяет получать синергетический эффект;
д) переход к непрерывной инновационной деятельности, устойчивые взаимоотношения потребителей с производителями, в результате чего появляется возможность индивидуализации предложений, гибкой реакции на предпочтения клиентов;
е) персонализация маркетинга, что предполагает переориентацию с сегментов клиентов на индивидуальных заказчиков. Гибкие и адаптивные малые компании, широко использующие цифровые технологии, получают дополнительные преимущества в сравнении с крупным бизнесом. Широко используются пользовательские данные из социальных сетей, браузеров, иных источников;
ж) рост вовлеченности покупателей в непрерывное совершенствование товаров и услуг. Потребители участвуют не только в маркетинговых исследованиях, но и в других стадиях маркетингового взаимодействия, что позволяет создавать продукты, наилучшим образом соответствующие их нуждам;
з) возрастание значимости маркетинга в стратегическом развитии бизнеса, что связано с упрощением прогнозирования конъюнктуры рынка на основе цифровых технологий, оптимизации маркетингового бюджета. Происходит интеграция элементов цифрового маркетинга во все процессы компании, в связи с чем расширяется и потребность в цифровых маркетинговых технологии (таблица 3).
Таблица 3. Цифровые маркетинговые технологии в современных компаниях
Направления |
Примеры технологий |
Маркетинговые коммуникации |
Размещение рекламы в веб-поиске, социальных сетях, онлайн-видео. Использование медийных объявлений, интерактивной рекламы, таргетированной рекламы. Востребованы подкасты, контент-маркетинг, поисковый маркетинг, поисковая оптимизация, онлайн PR, корпоративные и индивидуальные блоги |
Маркетинговые исследования |
Исследования с применением онлайн-платформ, что позволяет сократить временные и денежные затраты |
Взаимоотношения с потребителями |
CRM-системы, виртуальные помощники (чат-боты), цифровые платформы, инфлюенс-маркетинг, мессенджеры, SMM. Распространяются долгосрочные стратегии достижения лояльности потребителей: компании стремятся выстраивать лояльность молодых людей, не достигших платежеспособности |
Маркетинговый анализ |
«Большие данные», искусственный интеллект, нейронные сети, машинное обучение. Автоматизируются процессы настройки рекламы, а искусственный интеллект широко используется для анализа потребительских данных, выбора целевых групп, распределения маркетингового бюджета. |
Организация продаж |
Электронная торговля, онлайн-расчеты с потребителями (в т.ч. с использованием электронных денег), цифровые платформы |
Источник: собственная разработка на основе [6, с. 23–25], [1, с. 37–38], [2, с. 77-83].
Перечень цифровых маркетинговых технологий расширяется по мере активизации процессов цифровой трансформации бизнеса, однако возможности распространения цифрового маркетинга в России в значительной степени ограничиваются значительным количеством компаний, находящихся на начальных уровнях цифровизации. Данные, характеризующие использование цифровых продуктов российским бизнесом, приведены в таблице 4.
Таблица 4. Динамика использования отдельных цифровых продуктов и программных средств российским бизнесом, процентов
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Специальные программные средства для управления закупками товаров, работ, услуг |
38,3 |
39,0 |
23,7 |
26,9 |
33,7 |
Специальные программные средства для управления продажами товаров, работ, услуг |
25,9 |
26,0 |
16,0 |
18,6 |
26,6 |
ERP-системы |
13,8 |
14,8 |
11,5 |
13,8 |
21,9 |
CRM-системы |
13,2 |
13,9 |
10,8 |
13,4 |
21,9 |
Источник: собственная разработка на основе [7].
Как видно из данных, приведенных в таблице 4, российские компании сохраняют настороженное отношение к внедрению цифровых продуктов. Специальные программные продукты, предназначенные для управления закупками, в 2022 г. использовали только 33,7 % компаний, что ниже показателей предыдущих лет (так, в 2018 г. более 38 % обследованных организаций использовали такие продукты). Слабо распространяются и программные продукты, предназначенные для управления продажами (если в 2018 г. такие продукты применялись в 25,9 % обследованных организаций, то в 2020 г. – в 16 % организаций, а в 2022 г. – в 26,6 % обследованных организаций соответственно). В то же время, с нашей точки зрения, обеспечить широкомасштабное применение цифровых маркетинговых инструментов без специальных программных средств не представляется возможным. Недостаточно востребованы среди российского бизнеса и CRM-системы, что не позволяет компаниям выстраивать устойчивые взаимоотношения с потребителями: если в 2018 г. CRM-системы применялись в 13,2 % обследованных организаций, то в 2022 г. – в 21,9 % обследованных компаний. Преимущественно CRM внедряют представители крупного бизнеса, а малые компании применяют бесплатные инструменты сбора данных, считая их функционал достаточным либо же не доверяют сторонним провайдерам услуг [].
Рисунок 1. Использование специальных программных средств российской разработки в бизнесе за 2021 г., процентов
Источник: [7].
Уровень проникновения ERP-систем в российский бизнес также остается недостаточным: 21,9 % по итогам 2022 г. против 13,8 % в 2018 г. Значимым ограничивающим фактором, препятствующим распространению специальных программных средств, является их высокая стоимость. По данным за 2021 г. программные продукты российского производства, более доступные для представителей малого и среднего бизнеса, не получили достаточного распространения (рисунок 1). Так, если системы управления закупками в целом используют 26,9 % организаций, то российские продукты – 20,8 %, однако следует отметить недостаточную востребованность среди представителей бизнеса ERP-систем и CRM-систем отечественной разработки. Импортозамещение зарубежных программных продуктов, значительно ускорившееся в России в 2022 г., позволяет рассчитывать на постепенный отказ представителей бизнеса от зарубежных разработок, что, помимо оптимизации затрат на их применение, позволит поддержать российский ИТ-сектор и максимально полно реализовать потенциал цифрового маркетинга. При этом Российская Федерация значительно отстает в темпах распространения ERP-систем и CRM-систем в бизнесе от других европейских стран, что подтверждается данными рисунка 2.
Рисунок 2. Оценка распространения ERM-систем и CRM-систем в Российской Федерации и зарубежных странах, процентов
Источник: [4], [7].
Как видно из данных рисунка 2, наилучших результатов в распространении ERP-систем и CRM-систем в бизнесе достигла Бельгия (более половины обследованных организаций используют рассматриваемые системы), в Литве 45 % организаций применяют цифровые системы управления, 32 % организаций – CRM-системы для установления взаимоотношений с потребителями, широкое распространение CRM-системы получили в Германии (45 % обследованных организаций, что более чем вдвое выше результата, достигнутого в России). Успешно развивает процессы цифровой трансформации бизнеса также Польша, что сопровождается ростом спроса на специальные программные продукты, позволяющие реализовать возможности цифрового маркетинга: около трети польских компаний активно применяют CRM-системы и ERP-системы.
Проблемой для успешного применения цифровых маркетинговых инструментов является также слабый интерес российских компаний к применению передовых информационных технологий. Данные представлены в виде таблицы 5.
Таблица 5. Использование цифровых технологий в российских компаниях, процентов
Цифровые технологии |
В целом по Российской Федерации |
В том числе |
||
обрабатывающая промышленность |
финансовый сектор |
отрасль информационных технологий |
||
Облачные сервисы |
27,1 |
28,9 |
38,9 |
37,3 |
Технологии сбора, обработки и анализа больших данных |
25,8 |
25,0 |
33,3 |
32,9 |
Цифровые платформы |
14,7 |
14,5 |
33,2 |
23,2 |
Интернет вещей |
13,7 |
17,6 |
11,2 |
13,7 |
Технологии искусственного интеллекта |
5,7 |
3,9 |
13,0 |
9,6 |
Аддитивные технологии |
1,4 |
5,7 |
0,5 |
1,6 |
Источник: [4].
Из данных, представленных в таблице 5, видно, что наиболее востребованы среди российских компаний облачные сервисы (27,1 % общего количества обследованных компаний, при этом среди представителей финансового сектора облачные технологии применяют 38,9 %, в ИТ-отрасли – 37,3 %). Компании используют облачные сервисы для хранения данных (18,4 % организаций), размещения офисного программного обеспечения (18,1 %) и специальных программных средств, а также в качестве платформ для создания новых цифровых продуктов (8 % компаний) [4]. Наблюдается значительный интерес представителей бизнеса к использованию технологий «больших данных»: в целом по России их применяют 25,8 % организаций, в т.ч. в финансовом секторе – более 30 %. В качестве источников «больших данных» российский бизнес применяет преимущественно социальные сети, учетные системы (ERP, CRM и другие), собственный веб-сайт, данные операторов сотовой связи, результаты применения геолокации. Так, 59,9 % организаций, использующих веб-сайт для сбора «больших данных», применяют собранные данные преимущественно для маркетинговых целей, данные учетных систем в маркетинговой деятельности применяют 42,3 % обследованных организаций, применяющих технологии «больших данных», данные социальных сетей – 51,4 % обследованных организаций соответственно [4]. В большинстве случаев российские компании самостоятельно проводят анализ «больших данных», услуги специализированных организаций используют только 1,4 % обследованных компаний.
Также следует отметить достигнутые результаты распространения цифровых платформ среди российского бизнеса: в целом по стране цифровые платформы используют 14,9 % организаций (14,7 % в 2021 г.), наиболее широкое применение они получили в финансовом секторе страны. Постепенно получают распространение цифровые продукты, созданные с применением технологии искусственного интеллекта (как в финансовом секторе, так и в торговом бизнесе, промышленности). Российские компании используют искусственный интеллект для анализа собранных данных, автоматизации бизнес-процессов, распознавания и синтеза речи, что позволяет уменьшить потребность в трудовых ресурсах и ускорить выполнение поставленных задач. По уровню распространения технологий искусственного интеллекта в бизнесе Российская Федерация опередила ряд стран Европейского союза, в т.ч. Францию, Италию, Словакию, Грецию, страны Прибалтики, однако многие возможности распространения искусственного интеллекта при решении маркетинговых задач в бизнесе остаются неиспользованными. Аддитивные технологии в бизнесе распространяются крайне медленно: по имеющимся данным их использует только 1,6 % обследованных организаций.
Значительный интерес представляет оценка наличия веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях у организаций России. Данные приведены на рисунке 3.
Рисунок 3. Наличие веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях в организациях Российской Федерации, процентов от общего числа организаций
Источник: [7].
Как видно из рисунка 3, веб-сайты применяют в маркетинговой деятельности только 46,2 % обследованных организаций России, аккаунты в социальных сетях – менее 35 %, что значительно ограничивает возможности цифрового маркетинга в бизнесе. При этом, например, в обрабатывающей промышленности доля организаций, имеющих веб-сайты, превышает 56 %, в торговом бизнесе составляет 51,8 %, в финансовом секторе оценивается в 63,9 %. Прослеживается недооценка представителями бизнеса важности наличия и использования аккаунтов в социальных сетях: среди промышленных предприятий такие аккаунты имеют только 31 % обследованных организаций, в финансовом секторе – 35,5 % организаций. Организации используют социальные сети для установления обратной связи с потребителями товаров и услуг, получения отзывов (19,5 % организаций) и для ведения рекламной деятельности (18,6 % организаций), торговлю товарами, работами и услугами через социальные сети ведут только отдельные субъекты хозяйствования (менее 5 %). В результате представители российского бизнеса не задействуют должным образом возможности социальных сетей для персонализации маркетинга, обеспечения участия потребителей в создании принципиально новых продуктов и услуг, наилучшим образом удовлетворяющих существующие и потенциальные потребности. По распространенности веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях в бизнесе Россия демонстрирует значительное отставание от зарубежных стран, о чем свидетельствуют данные рисунка 4.
Рисунок 4. Наличие веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях в бизнесе по странам, процентов от общего числа организаций
Источник: [4].
Как видно из рисунка 4, в европейских странах абсолютное большинство организаций активно применяет веб-сайты для коммуникаций с потребителями и контрагентами, ведения рекламной деятельности, сбора «больших данных» (так, в Литве веб-сайты имеют 78 % организаций, в Германии – 89 %, в Польше – 71 %), быстро расширяется также применение аккаунтов в социальных сетях. Отставание российского бизнеса от зарубежной практики не позволяет должным образом применять цифровые маркетинговые инструменты для достижения поставленных целей.
Интерес представляет также динамика показателей, характеризующих развитие в России электронной коммерции. Данные представлены в виде таблицы 6.
Таблица 6. Динамика показателей, характеризующих развитие электронной коммерции в Российской Федерации
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Доля организаций, размещавших заказы в сети Интернет, процентов |
42,2 |
43,3 |
40,7 |
42,0 |
41,8 |
Доля организаций, получающих заказы на товары, работы, услуги через сеть Интернет, процентов |
22,5 |
23,7 |
24,7 |
26,4 |
30,6 |
Доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг, процентов |
34,7 |
35,7 |
40,3 |
46,6 |
53,7 |
Источник: собственная разработка на основе [7].
Из данных, приведенных в таблице 6, видно, что российские компании стабильно используют возможности сети Интернет для размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг (ежегодно доля таких организаций в общем количестве обследованных субъектов хозяйствования превышает 40 %), при этом все более активно сеть Интернет используется для получения заказов как от юридических лиц, так и от населения: если в 2018 г. только 22,5 % организаций России получали заказы через сеть Интернет, то в 2022 г. – уже более 30 % организаций. Быстрый рост активности в сфере электронной коммерции демонстрирует население страны: если в 2018 г. заказы товаров и услуг в Интернете совершало 34,7 % населения, то в 2020 г. – более 40 %, а по итогам 2022 г. – 53,7 % населения. Рост востребованности электронной коммерции среди населения связан с развитием цифровой инфраструктуры в стране, доступностью мобильных устройств (смартфонов), повышением цифровой грамотности. Представляет интерес изучение фактически сложившейся структуры сегмента электронной коммерции в России. Выделяется пять ключевых рынков: онлайн-ритейл (B2C-торговля. В данный сегмент не включается доставка еды и товаров), С2С-торговля, онлайн-трэвел, рынок услуг в Интернете (услуги такси и каршеринга, доставка готовой еды и продуктов, продажа билетов, профессиональные и бытовые услуги), рынок электронных платежных услуг. Структура сегмента электронной коммерции в России за 2022 г. представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура сегмента электронной коммерции в России за 2022 г., процентов
Источник: [8].
Как видно из данных рисунка 5, наиболее крупным рынком является рынок онлайн-ритейла (продаж товаров через сеть Интернет), формирующий 34,6 % сегмента электронной коммерции. На долю рынка услуг в Интернете приходится соответственно 14,9 % (при этом наиболее крупными составляющими рынка услуг в Интернете являются услуги такси и каршеринга, а также услуги доставки готовой еды и продуктов. Объем продажи транспортных услуг через Интернет в 2022 г. вырос на 40 %, а услуг доставки готовой еды и продуктов – на 47 %), на рынок онлайн-трэвел – 3,6 %. Большим потенциалом развития обладает также С2С-торговля, на которую по итогам 2022 г. пришлось 20,3 % общей емкости сегмента электронной коммерции в России.
Однако, с нашей точки зрения, активизация использования цифровых маркетинговых технологий способна повлечь за собой опережающий рост рынка онлайн-ритейла, а также стимулировать активность представителей бизнеса в сегментах B2B и B2C, что необходимо для поддержания конкурентоспособности в неблагоприятных внешних условиях. Для распространения применения цифровых маркетинговых технологий в российском бизнесе актуальны следующие важнейшие мероприятия:
а) разработка учебных программ «Цифровизация маркетинга», ориентированных на владельцев малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Учебные программы должны быть доступны онлайн либо же через инфраструктуру поддержки предпринимательства;
б) активизация менторской деятельности, направленной на ускорение цифровой трансформации в бизнесе, на региональном уровне. Деятельность менторов будет оплачиваться за счет средств, предусмотренных на поддержку предпринимательства. Менторы будут оказывать консультационную поддержку, участвовать в разработке стратегий цифровизации;
в) активизация научных исследований в сфере цифрового маркетинга с тем, чтобы выработать типовые подходы к обеспечению цифровой трансформации бизнес-моделей с одновременной интеграцией элементов маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности, а также разработать возможные модели цифровизации маркетинга, ориентированные на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. На основе типовых моделей представители бизнеса смогут разработать собственные решения, позволяющие более полно использовать преимущества цифрового маркетинга.
В результате появится возможность расширить применение цифровых маркетинговых технологий, активизировать перестройку бизнес-моделей российских компаний, что необходимо как для повышения их конкурентоспособности, так и для укрепления экономической безопасности России.
1. Голдыбаев, Д.И. Эволюция цифрового маркетинга и его роли в управлении бизнесом / Д.И. Голдыбаев // Практический маркетинг. - 2023. - № 4. - С. 36-41.
2. Гостенина, В.И. Цифровая коммуникация: технология управления концепцией маркетинга доверия / В.И. Гостенина, К.С. Карандин, С.Л. Мельников // Коммуникология. - 2021. - № 3. - С. 74-87.
3. Завьялова, О.В. Маркетинг в условиях цифровой трансформации / О.В. Завьялова // Экономический вектор. - 2021. - № 4. - С. 61-64.
4. Индикаторы цифровой экономики 2022: статистический сборник. Электронный ресурс. Режим доступа: issek.hse.ru/mirror/pubs/share/780810055.pdf (дата обращения 26.09.2023).
5. Кознов, А.Б. Применение платформенных бизнес-моделей в экономической деятельности компаний / А.Б. Кознов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2023. - № 3. - С. 81-92.
6. Кондрашова, О.В. Трансформация маркетинга в цифровой среде / О.В. Кондрашова, И.М. Кублин, А.А. Воронов // Практический маркетинг. - 2023. - № 8. - С. 22-27.
7. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения 25.09.2023).
8. Рынок интернет-рекламы и маркетинга в России упал на 10 % в 2022 году // PPC World. Электронный ресурс. Режим доступа: ppc.world/news/rynok-internet-reklamy-i-marketinga-v-rossii-upal-na-10-v-2022-godu/ (дата обращения 24.09.2023).
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 25.09.2023).
10. Темников, А.О. Современные подходы к определению термина «цифровая трансформация» / А.О. Темников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2023. - № 3. - С. 222-229.
11. Шафранский, П.К. Анализ стратегических основ для успешных цифровых преобразований бизнес-модели предприятия / П.К. Шафранский // Финансовые рынки и банки. - 2021. - №5. - С. 70-73.