Russian Federation
from 01.01.2016 to 01.01.2020
Balashiha, Moscow, Russian Federation
he article describes the main approaches to understanding the digital transformation of business models. The components of successful digital transformation are: the development of an integrated business strategy, the digitization of the operating model, the search for new ways for growth and the coordination of factors that make transformation possible. Digital transformation is accompanied by strong changes in marketing: marketing personalization, network effects, customer involvement in marketing activities. Digital marketing technologies become more and more popular, for example: special software products (CRM systems, ERM systems), social networks, websites, digital platforms, cloud services, digital products and services based on artificial intelligence. Were also identified the main trends in the development of digital marketing technologies among Russian companies. Achieved results allow to propose recommendations for expanding the use of digital marketing in Russian business.
business models, digital transformation, marketing technologies, electronic trade, digital marketing
В условиях ужесточения конкуренции на российском рынке под влиянием внешних вызовов бизнес особенно остро нуждается в решениях, позволяющих трансформировать существующие модели развития, формировать новые конкурентные преимущества и оперативно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде. Возрастает важность и значимость цифровой трансформации бизнес-моделей, что находит отражение во внедрении цифровых технологий в процессы производства и управления, появлении «окон возможностей», позволяющих коренным образом изменить подходы к организации бизнеса, существенно улучшив его рыночные позиции и обеспечив большую устойчивость к шокам и действиям конкурентов. Подходы к пониманию цифровой трансформации бизнес-моделей, предложенные ведущими мировыми компаниями, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к пониманию цифровой трансформации бизнес-моделей
Компания |
Подход |
Oracle Corporation |
Переход к цифровым процессам по всем ключевым аспектам бизнеса (перестраивается операционная деятельность, создаются новые цепи поставок, внедряется управление клиентским опытом, формируются информационные системы управления) |
Hewlett-Packard |
Интеграция цифровых технологий в бизнес |
SAP |
Фундаментальное переосмысление модели на основе цифровых технологий, что позволяет повысить эффективность бизнеса и улучшить создание ценности |
IBM |
Трансформация форм предложения ценности клиентам за счет преобразования операционной модели на основе цифровых технологий |
Dropbox |
Использование цифровых технологий для преобразования существующих бизнес-процессов в цифровые, а также преобразования операционной модели на основе инновационных цифровых технологий |
Источник: [10, с. 223].
Итак, цифровая трансформация бизнес-модели обязательно предполагает широкомасштабное внедрение цифровых технологий в существующие бизнес-процессы, что является залогом роста эффективности фирмы, увеличения отдачи от использования ресурсов, поддержания и укрепления конкурентоспособности бизнеса на целевых рынках. Однако успешная реализация потенциала цифровой трансформации требует не только перестройки существующих процессов производства и управления, но и перепроектирования операционной модели на цифровой основе, что находит отражение, например, в использовании компаниями платформенных моделей. «Платформенные компании вместо того, чтобы производить продукт, который они продают потребителям, создают инфраструктуру, которая соединяет производителей и потребителей» [5, с. 85]. Примерами успешных зарубежных компаний, достигших лидерства благодаря использованию платформенных моделей бизнеса, являются: Amazon, Uber, Alibaba, Google. В то же время сохранение традиционной операционной модели при внедрении отдельных цифровых технологий в бизнес-процессы принесет лишь кратковременный эффект в виде снижения затрат, сокращения количества сбоев, улучшения финансовых результатов компании, однако не позволит обеспечить долгосрочную конкурентоспособность компании в условиях высокой волатильности в российской экономике.
Как отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 г., «развитие бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий предоставит конкурентные преимущества российским организациям, обеспечит эффективность производства и рост производительности труда» [9]. Успешная цифровая трансформация бизнес-моделей, необходимая для обеспечения национальных интересов России в области цифровой экономики, включает следующие составляющие (таблица 2).
Таблица 2. Составляющие успешной цифровой трансформации бизнес-моделей в России
Составляющая |
Описание |
Разработка интегрированной стратегии бизнеса на основе цифровых технологий |
Рекомендуется использовать адаптивный подход «проб и ошибок» с постоянным уточнением целей и экспериментальным созданием новых бизнес-процессов на основе цифровых решений. Для компаний ИТ-сектора актуален формирующий подход, рассчитанный на применение в непредсказуемой внешней среде |
Оцифровка существующей операционной модели |
Оцифровка операционной модели позволит выявить существующие «узкие места», повысить операционную эффективность, а также улучшить взаимодействие с клиентами и контрагентами |
Поиск новых возможностей для нового роста |
Актуален экосистемный подход, при котором идеи для цифровой трансформации бизнеса поступают извне (например, крупная компания приобретает инновационный стартап, который становится самостоятельной бизнес-единицей и позволяет диверсифицировать деятельность). Если же компания объективно не готова к внедрению экосистемного подхода, возможно сосредоточиться на применении цифровых маркетинговых инструментов, зарекомендовавших себя как в России, так и в зарубежных странах |
Задействование и согласование факторов, обеспечивающих цифровую трансформацию |
В качестве факторов, задействование которых необходимо для успеха цифровой трансформации, выделяются: люди и организационная структура, данные и аналитика, цифровые технологии и технологическая инфраструктура, экосистема бизнеса (сеть субъектов хозяйствования и заинтересованных лиц, совместно создающая ценность). Устойчивое взаимодействие с партнерами является необходимым условием для преодоления проблем, связанных с цифровой трансформацией модели бизнеса, и реализации потенциала цифровизации |
Источник: собственная разработка на основе [11, с. 70].
Одновременно следует признать, что все составляющие успешной цифровой трансформации, приведенные в таблице 2, тесно взаимосвязаны с цифровым маркетингом. Под влиянием цифровой трансформации изменяется организационная среда маркетинга, что проявляется по следующим направлениям [3, с. 62], [6, с. 22 – 24]:
а) значительное сокращение транзакционных издержек при взаимодействии в цифровой среде;
б) возникновение новых рынков под влиянием снижения транзакционных издержек. Все более востребованной среди представителей бизнеса становится стратегия «голубых океанов», предполагающая пересмотр процессов формирования стоимости под влиянием цифровизации;
в) проявление сетевых эффектов в виде распространения цифровых платформ, на которых взаимодействуют участники рынка. Рост предложения товаров и услуг на цифровых платформах за счет привлечения множества производителей (в т.ч. иностранных) сопровождается притоком потребителей, что позволяет избегать перенасыщения;
г) снижение жесткости конкуренции, распространение совместных проектов участников рынка, что позволяет получать синергетический эффект;
д) переход к непрерывной инновационной деятельности, устойчивые взаимоотношения потребителей с производителями, в результате чего появляется возможность индивидуализации предложений, гибкой реакции на предпочтения клиентов;
е) персонализация маркетинга, что предполагает переориентацию с сегментов клиентов на индивидуальных заказчиков. Гибкие и адаптивные малые компании, широко использующие цифровые технологии, получают дополнительные преимущества в сравнении с крупным бизнесом. Широко используются пользовательские данные из социальных сетей, браузеров, иных источников;
ж) рост вовлеченности покупателей в непрерывное совершенствование товаров и услуг. Потребители участвуют не только в маркетинговых исследованиях, но и в других стадиях маркетингового взаимодействия, что позволяет создавать продукты, наилучшим образом соответствующие их нуждам;
з) возрастание значимости маркетинга в стратегическом развитии бизнеса, что связано с упрощением прогнозирования конъюнктуры рынка на основе цифровых технологий, оптимизации маркетингового бюджета. Происходит интеграция элементов цифрового маркетинга во все процессы компании, в связи с чем расширяется и потребность в цифровых маркетинговых технологии (таблица 3).
Таблица 3. Цифровые маркетинговые технологии в современных компаниях
Направления |
Примеры технологий |
Маркетинговые коммуникации |
Размещение рекламы в веб-поиске, социальных сетях, онлайн-видео. Использование медийных объявлений, интерактивной рекламы, таргетированной рекламы. Востребованы подкасты, контент-маркетинг, поисковый маркетинг, поисковая оптимизация, онлайн PR, корпоративные и индивидуальные блоги |
Маркетинговые исследования |
Исследования с применением онлайн-платформ, что позволяет сократить временные и денежные затраты |
Взаимоотношения с потребителями |
CRM-системы, виртуальные помощники (чат-боты), цифровые платформы, инфлюенс-маркетинг, мессенджеры, SMM. Распространяются долгосрочные стратегии достижения лояльности потребителей: компании стремятся выстраивать лояльность молодых людей, не достигших платежеспособности |
Маркетинговый анализ |
«Большие данные», искусственный интеллект, нейронные сети, машинное обучение. Автоматизируются процессы настройки рекламы, а искусственный интеллект широко используется для анализа потребительских данных, выбора целевых групп, распределения маркетингового бюджета. |
Организация продаж |
Электронная торговля, онлайн-расчеты с потребителями (в т.ч. с использованием электронных денег), цифровые платформы |
Источник: собственная разработка на основе [6, с. 23–25], [1, с. 37–38], [2, с. 77-83].
Перечень цифровых маркетинговых технологий расширяется по мере активизации процессов цифровой трансформации бизнеса, однако возможности распространения цифрового маркетинга в России в значительной степени ограничиваются значительным количеством компаний, находящихся на начальных уровнях цифровизации. Данные, характеризующие использование цифровых продуктов российским бизнесом, приведены в таблице 4.
Таблица 4. Динамика использования отдельных цифровых продуктов и программных средств российским бизнесом, процентов
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Специальные программные средства для управления закупками товаров, работ, услуг |
38,3 |
39,0 |
23,7 |
26,9 |
33,7 |
Специальные программные средства для управления продажами товаров, работ, услуг |
25,9 |
26,0 |
16,0 |
18,6 |
26,6 |
ERP-системы |
13,8 |
14,8 |
11,5 |
13,8 |
21,9 |
CRM-системы |
13,2 |
13,9 |
10,8 |
13,4 |
21,9 |
Источник: собственная разработка на основе [7].
Как видно из данных, приведенных в таблице 4, российские компании сохраняют настороженное отношение к внедрению цифровых продуктов. Специальные программные продукты, предназначенные для управления закупками, в 2022 г. использовали только 33,7 % компаний, что ниже показателей предыдущих лет (так, в 2018 г. более 38 % обследованных организаций использовали такие продукты). Слабо распространяются и программные продукты, предназначенные для управления продажами (если в 2018 г. такие продукты применялись в 25,9 % обследованных организаций, то в 2020 г. – в 16 % организаций, а в 2022 г. – в 26,6 % обследованных организаций соответственно). В то же время, с нашей точки зрения, обеспечить широкомасштабное применение цифровых маркетинговых инструментов без специальных программных средств не представляется возможным. Недостаточно востребованы среди российского бизнеса и CRM-системы, что не позволяет компаниям выстраивать устойчивые взаимоотношения с потребителями: если в 2018 г. CRM-системы применялись в 13,2 % обследованных организаций, то в 2022 г. – в 21,9 % обследованных компаний. Преимущественно CRM внедряют представители крупного бизнеса, а малые компании применяют бесплатные инструменты сбора данных, считая их функционал достаточным либо же не доверяют сторонним провайдерам услуг [].
Рисунок 1. Использование специальных программных средств российской разработки в бизнесе за 2021 г., процентов
Источник: [7].
Уровень проникновения ERP-систем в российский бизнес также остается недостаточным: 21,9 % по итогам 2022 г. против 13,8 % в 2018 г. Значимым ограничивающим фактором, препятствующим распространению специальных программных средств, является их высокая стоимость. По данным за 2021 г. программные продукты российского производства, более доступные для представителей малого и среднего бизнеса, не получили достаточного распространения (рисунок 1). Так, если системы управления закупками в целом используют 26,9 % организаций, то российские продукты – 20,8 %, однако следует отметить недостаточную востребованность среди представителей бизнеса ERP-систем и CRM-систем отечественной разработки. Импортозамещение зарубежных программных продуктов, значительно ускорившееся в России в 2022 г., позволяет рассчитывать на постепенный отказ представителей бизнеса от зарубежных разработок, что, помимо оптимизации затрат на их применение, позволит поддержать российский ИТ-сектор и максимально полно реализовать потенциал цифрового маркетинга. При этом Российская Федерация значительно отстает в темпах распространения ERP-систем и CRM-систем в бизнесе от других европейских стран, что подтверждается данными рисунка 2.
Рисунок 2. Оценка распространения ERM-систем и CRM-систем в Российской Федерации и зарубежных странах, процентов
Источник: [4], [7].
Как видно из данных рисунка 2, наилучших результатов в распространении ERP-систем и CRM-систем в бизнесе достигла Бельгия (более половины обследованных организаций используют рассматриваемые системы), в Литве 45 % организаций применяют цифровые системы управления, 32 % организаций – CRM-системы для установления взаимоотношений с потребителями, широкое распространение CRM-системы получили в Германии (45 % обследованных организаций, что более чем вдвое выше результата, достигнутого в России). Успешно развивает процессы цифровой трансформации бизнеса также Польша, что сопровождается ростом спроса на специальные программные продукты, позволяющие реализовать возможности цифрового маркетинга: около трети польских компаний активно применяют CRM-системы и ERP-системы.
Проблемой для успешного применения цифровых маркетинговых инструментов является также слабый интерес российских компаний к применению передовых информационных технологий. Данные представлены в виде таблицы 5.
Таблица 5. Использование цифровых технологий в российских компаниях, процентов
Цифровые технологии |
В целом по Российской Федерации |
В том числе |
||
обрабатывающая промышленность |
финансовый сектор |
отрасль информационных технологий |
||
Облачные сервисы |
27,1 |
28,9 |
38,9 |
37,3 |
Технологии сбора, обработки и анализа больших данных |
25,8 |
25,0 |
33,3 |
32,9 |
Цифровые платформы |
14,7 |
14,5 |
33,2 |
23,2 |
Интернет вещей |
13,7 |
17,6 |
11,2 |
13,7 |
Технологии искусственного интеллекта |
5,7 |
3,9 |
13,0 |
9,6 |
Аддитивные технологии |
1,4 |
5,7 |
0,5 |
1,6 |
Источник: [4].
Из данных, представленных в таблице 5, видно, что наиболее востребованы среди российских компаний облачные сервисы (27,1 % общего количества обследованных компаний, при этом среди представителей финансового сектора облачные технологии применяют 38,9 %, в ИТ-отрасли – 37,3 %). Компании используют облачные сервисы для хранения данных (18,4 % организаций), размещения офисного программного обеспечения (18,1 %) и специальных программных средств, а также в качестве платформ для создания новых цифровых продуктов (8 % компаний) [4]. Наблюдается значительный интерес представителей бизнеса к использованию технологий «больших данных»: в целом по России их применяют 25,8 % организаций, в т.ч. в финансовом секторе – более 30 %. В качестве источников «больших данных» российский бизнес применяет преимущественно социальные сети, учетные системы (ERP, CRM и другие), собственный веб-сайт, данные операторов сотовой связи, результаты применения геолокации. Так, 59,9 % организаций, использующих веб-сайт для сбора «больших данных», применяют собранные данные преимущественно для маркетинговых целей, данные учетных систем в маркетинговой деятельности применяют 42,3 % обследованных организаций, применяющих технологии «больших данных», данные социальных сетей – 51,4 % обследованных организаций соответственно [4]. В большинстве случаев российские компании самостоятельно проводят анализ «больших данных», услуги специализированных организаций используют только 1,4 % обследованных компаний.
Также следует отметить достигнутые результаты распространения цифровых платформ среди российского бизнеса: в целом по стране цифровые платформы используют 14,9 % организаций (14,7 % в 2021 г.), наиболее широкое применение они получили в финансовом секторе страны. Постепенно получают распространение цифровые продукты, созданные с применением технологии искусственного интеллекта (как в финансовом секторе, так и в торговом бизнесе, промышленности). Российские компании используют искусственный интеллект для анализа собранных данных, автоматизации бизнес-процессов, распознавания и синтеза речи, что позволяет уменьшить потребность в трудовых ресурсах и ускорить выполнение поставленных задач. По уровню распространения технологий искусственного интеллекта в бизнесе Российская Федерация опередила ряд стран Европейского союза, в т.ч. Францию, Италию, Словакию, Грецию, страны Прибалтики, однако многие возможности распространения искусственного интеллекта при решении маркетинговых задач в бизнесе остаются неиспользованными. Аддитивные технологии в бизнесе распространяются крайне медленно: по имеющимся данным их использует только 1,6 % обследованных организаций.
Значительный интерес представляет оценка наличия веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях у организаций России. Данные приведены на рисунке 3.
Рисунок 3. Наличие веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях в организациях Российской Федерации, процентов от общего числа организаций
Источник: [7].
Как видно из рисунка 3, веб-сайты применяют в маркетинговой деятельности только 46,2 % обследованных организаций России, аккаунты в социальных сетях – менее 35 %, что значительно ограничивает возможности цифрового маркетинга в бизнесе. При этом, например, в обрабатывающей промышленности доля организаций, имеющих веб-сайты, превышает 56 %, в торговом бизнесе составляет 51,8 %, в финансовом секторе оценивается в 63,9 %. Прослеживается недооценка представителями бизнеса важности наличия и использования аккаунтов в социальных сетях: среди промышленных предприятий такие аккаунты имеют только 31 % обследованных организаций, в финансовом секторе – 35,5 % организаций. Организации используют социальные сети для установления обратной связи с потребителями товаров и услуг, получения отзывов (19,5 % организаций) и для ведения рекламной деятельности (18,6 % организаций), торговлю товарами, работами и услугами через социальные сети ведут только отдельные субъекты хозяйствования (менее 5 %). В результате представители российского бизнеса не задействуют должным образом возможности социальных сетей для персонализации маркетинга, обеспечения участия потребителей в создании принципиально новых продуктов и услуг, наилучшим образом удовлетворяющих существующие и потенциальные потребности. По распространенности веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях в бизнесе Россия демонстрирует значительное отставание от зарубежных стран, о чем свидетельствуют данные рисунка 4.
Рисунок 4. Наличие веб-сайтов и аккаунтов в социальных сетях в бизнесе по странам, процентов от общего числа организаций
Источник: [4].
Как видно из рисунка 4, в европейских странах абсолютное большинство организаций активно применяет веб-сайты для коммуникаций с потребителями и контрагентами, ведения рекламной деятельности, сбора «больших данных» (так, в Литве веб-сайты имеют 78 % организаций, в Германии – 89 %, в Польше – 71 %), быстро расширяется также применение аккаунтов в социальных сетях. Отставание российского бизнеса от зарубежной практики не позволяет должным образом применять цифровые маркетинговые инструменты для достижения поставленных целей.
Интерес представляет также динамика показателей, характеризующих развитие в России электронной коммерции. Данные представлены в виде таблицы 6.
Таблица 6. Динамика показателей, характеризующих развитие электронной коммерции в Российской Федерации
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Доля организаций, размещавших заказы в сети Интернет, процентов |
42,2 |
43,3 |
40,7 |
42,0 |
41,8 |
Доля организаций, получающих заказы на товары, работы, услуги через сеть Интернет, процентов |
22,5 |
23,7 |
24,7 |
26,4 |
30,6 |
Доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг, процентов |
34,7 |
35,7 |
40,3 |
46,6 |
53,7 |
Источник: собственная разработка на основе [7].
Из данных, приведенных в таблице 6, видно, что российские компании стабильно используют возможности сети Интернет для размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг (ежегодно доля таких организаций в общем количестве обследованных субъектов хозяйствования превышает 40 %), при этом все более активно сеть Интернет используется для получения заказов как от юридических лиц, так и от населения: если в 2018 г. только 22,5 % организаций России получали заказы через сеть Интернет, то в 2022 г. – уже более 30 % организаций. Быстрый рост активности в сфере электронной коммерции демонстрирует население страны: если в 2018 г. заказы товаров и услуг в Интернете совершало 34,7 % населения, то в 2020 г. – более 40 %, а по итогам 2022 г. – 53,7 % населения. Рост востребованности электронной коммерции среди населения связан с развитием цифровой инфраструктуры в стране, доступностью мобильных устройств (смартфонов), повышением цифровой грамотности. Представляет интерес изучение фактически сложившейся структуры сегмента электронной коммерции в России. Выделяется пять ключевых рынков: онлайн-ритейл (B2C-торговля. В данный сегмент не включается доставка еды и товаров), С2С-торговля, онлайн-трэвел, рынок услуг в Интернете (услуги такси и каршеринга, доставка готовой еды и продуктов, продажа билетов, профессиональные и бытовые услуги), рынок электронных платежных услуг. Структура сегмента электронной коммерции в России за 2022 г. представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура сегмента электронной коммерции в России за 2022 г., процентов
Источник: [8].
Как видно из данных рисунка 5, наиболее крупным рынком является рынок онлайн-ритейла (продаж товаров через сеть Интернет), формирующий 34,6 % сегмента электронной коммерции. На долю рынка услуг в Интернете приходится соответственно 14,9 % (при этом наиболее крупными составляющими рынка услуг в Интернете являются услуги такси и каршеринга, а также услуги доставки готовой еды и продуктов. Объем продажи транспортных услуг через Интернет в 2022 г. вырос на 40 %, а услуг доставки готовой еды и продуктов – на 47 %), на рынок онлайн-трэвел – 3,6 %. Большим потенциалом развития обладает также С2С-торговля, на которую по итогам 2022 г. пришлось 20,3 % общей емкости сегмента электронной коммерции в России.
Однако, с нашей точки зрения, активизация использования цифровых маркетинговых технологий способна повлечь за собой опережающий рост рынка онлайн-ритейла, а также стимулировать активность представителей бизнеса в сегментах B2B и B2C, что необходимо для поддержания конкурентоспособности в неблагоприятных внешних условиях. Для распространения применения цифровых маркетинговых технологий в российском бизнесе актуальны следующие важнейшие мероприятия:
а) разработка учебных программ «Цифровизация маркетинга», ориентированных на владельцев малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Учебные программы должны быть доступны онлайн либо же через инфраструктуру поддержки предпринимательства;
б) активизация менторской деятельности, направленной на ускорение цифровой трансформации в бизнесе, на региональном уровне. Деятельность менторов будет оплачиваться за счет средств, предусмотренных на поддержку предпринимательства. Менторы будут оказывать консультационную поддержку, участвовать в разработке стратегий цифровизации;
в) активизация научных исследований в сфере цифрового маркетинга с тем, чтобы выработать типовые подходы к обеспечению цифровой трансформации бизнес-моделей с одновременной интеграцией элементов маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности, а также разработать возможные модели цифровизации маркетинга, ориентированные на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. На основе типовых моделей представители бизнеса смогут разработать собственные решения, позволяющие более полно использовать преимущества цифрового маркетинга.
В результате появится возможность расширить применение цифровых маркетинговых технологий, активизировать перестройку бизнес-моделей российских компаний, что необходимо как для повышения их конкурентоспособности, так и для укрепления экономической безопасности России.
1. Goldybaev, D.I. Evolution of digital marketing and its role in business management / D.I. Goldybaev // Practical marketing. - 2023. - № 4. - S. 36-41.
2. Gostenina V.I., Karandin K.S., Melnikov S.L. Digital communication: technology for managing the concept of trust marketing / V.I. Gostenina, K.S. Karandin, S.L. Melnikov // Communicology. - 2021. - № 3. - S. 74-87.
3. Zavyalova, O.V. Marketing in the conditions of digital transformation / O.V. Zavyalova // Economic vector. - 2021. - № 4. - S. 61-64.
4. Digital Economy Indicators 2022: Statistical Compendium. Electronic resource. Available at: issek.hse.ru/mirror/pubs/share/780810055.pdf (accessed 26.09.2023).
5. Koznov, A.B. Application of platform business models in the economic activity of companies / A.B. Koznov // Economic and socio-humanitarian research. - 2023. - № 3. - S. 81-92.
6. Kondrashova, O.V. Transformation of marketing in the digital environment / O.V. Kondrashova, I.M. Kublin, A.A. Voronov // Practical marketing. - 2023. - № 8. - S. 22-27.
7. Monitoring the development of the information society in the Russian Federation. Electronic resource. Available at: rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (accessed 25.09.2023).
8. The online advertising and marketing market in Russia fell by 10% in 2022 // PPC World. Electronic resource. Available at: ppc.world/news/rynok-internet-reklamy-i-marketinga-v-rossii-upal-na-10-v-2022-godu/ (accessed 24.09.2023).
9. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030: approved. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203. Electronic resource. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (accessed 25.09.2023).
10. Temnikov, A.O. Modern approaches to the definition of the term "digital transformation" / A.O. Temnikov // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2023. - № 3. - S. 222-229.
11. Shafransky, P.K. Analysis of strategic foundations for successful digital transformations of the business model of the enterprise / P.K. Shafransky // Financial markets and banks. - 2021. - №5. - S. 70-73.