аспирант
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Современные условия развития профессиональных компетенций школьников в спортивной сфере характеризуются наличием стрессовых ситуаций, возникающих как в учебно-тренировочном, так и в соревновательном процессе. Актуальные вопросы, связанные с детским спортом, заключаются в минимизации эмоциональных переживаний и в выработке стрессоустойчивости школьников-спортсменов, так как состояние стресса лишает юного спортсмена способности мыслить, действовать и реагировать мгновенно, что очень важно в спорте. Переживания стресса могут привести не только к проявлению качеств слабого спортсмена, но и к различным психосоматическим состояниям. В предложенной статье рассматриваются вопросы стрессоустойчивости школьников-спортсменов в рамках дополнительного образования детей с целью выявления и уменьшения факторов крайних эмоциональных напряжений, постоянно присутствующих в спортивной сфере. Освещены различные труды известных психологов и педагогов в ключе психолого-педагогического сопровождения деятельности ребенка в спорте. Проведен эксперимент по выявлению уровня эмоционального напряжения школьников-спортсменов по методу Ю.Я. Киселева и представлены статистические данные результата исследования. Цель педагогического эксперимента заключалась в разработке методики адаптации к стрессовым ситуациям и ее применении на практике для формирования стрессоустойчивости юных спортсменов. Результаты эксперимента показали высокий уровень стрессоустойчивости у школьников-спортсменов, обучающихся в учреждениях дополнительного образования для детей-спортсменов по городу Москве, что говорит о целенаправленной работе в плане совершенствования профессиональной, психологической и педагогической компетентности тренеров; о предоставлении дифференцированного, системного подхода к формированию спортивного мастерства; о разработке соответствующих педагогических и психологических приемов формирования стрессоустойчивости у обучающихся. Проведенное исследование подчеркивает важность создания и развития в дополнительных учебных организациях условий для раскрытия потенциала личности школьников-спортсменов, для формирования среди растущего поколения здорового образа жизни, ценностных ориентаций, устойчивой эмоциональной стабильности и, наконец, повышения стрессоустойчивости детей-спортсменов.
стрессоустойчивость школьников-спортсменов, учреждения дополнительного образования детей, профессиональная компетентность тренера
1. Аболин, Л. М. Психические механизмы аффективной толерантности человека / Л. М. Аболин. Казань: изд. ч-се КазГУ, 1987.
2. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, обоснования и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543.
3. Василюк, Ф.Е. Психология эмоционального переживания. Москва, 1984.
4. Гиссен, Л.Д. Время стресса. Изучение и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных коллективах. Москва: Физкультура и спорт, 1990.
5. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2014. 328 с.
6. Плахтиенко, В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.
7. Серых А., Басюк В., Лифинцева А. Особенности детских психосоматических расстройств // Развитие личности. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskih-psihosomaticheskih-rasstroystv. (Дата обращения: 15.04.2023).
8. Стресс и тревога в спорте / Кн. 84 междунар. научных статей / Сост. А.А. Лалаян. Ереван, 1977.
9. Стресс и тревога в спорте / Международная антология научных статей под ред. Ю.Л. Ханин. Москва: Физкультура и спорт, 1983.
10. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. Москва, 1981.
11. Тарасов, Е.А. Как справиться со стрессом. Москва: Айрис-пресс, 2002.
12. Фейнгерберг, И.М. Видеть - предвидеть - действовать. Психологические этюды. М.: Знание. 1986. 160 с.
13. Ханин, Ю.Л. О наличии диагностики состояния личности в группе // Теория и практика физической культуры. 1977. № 8.
14. Юлина Г. Н. Формирование профессиональной адаптивности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. 2007.
15. https://psycabi.net/testy/629-test-na-stressoustojchivost-metodika-opredeleniya-stressoustojchivosti-i-sotsialnoj-adaptatsii-kholmsa-i-rage (Дата обращения 02.04.2023)
16. https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sportivnogo-masterstva-uchashchikhsya-uchrezhdenii-do (Дата обращения 09.04.2023)
17. https://dnkom.ru/o-kompanii/stati/diagnostika-v-detalyakh/stadii-stressa/ (Дата обращения 15.04.2023)
18. http://www.newreferat.com/ref-32499-22.html (Дата обращения 15.01.2023)