Россия
Россия
Россия
Одним из приоритетов для высшей школы и страны в целом сегодня является усиление инженерного образования. Основополагающее значение в подготовке специалистов имеют геометро-графические дисциплины, с них начинается профессиональная подготовка инженера. Выполняя учебные задания, студенты получают базовые знания и навыки для дальнейшего освоения профильных курсов: изучают теорию изображений и методы ее применения в процессах построения геометрических моделей, знакомятся с правилами оформления конструкторской документации, средствами автоматизации и компьютеризации процессов проектирования и конструирования. При этом закладываются основы для решения одной из основных задач технического образования – задачи формирования системного инженерного, конструкторского мышления, выражающегося в способности мыслить комплексно, логически и творчески, предпринимать конкретные действия и принимать решения для достижения конкретного результата в виде технического изделия. В статье рассматриваются вопросы содержания заданий, а также организации аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин «Начертательная геометрия», «Инженерная геометрия», «Инженерная графика», «Компьютерная графика». Представлена курсовая работа с элементами конструирования, выполняемая в третьем семестре бакалаврами машиностроительных направлений подготовки в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Согласно заданию, студенты разрабатывают конструкторскую документацию на изделие по схеме, описанию принципа действия устройства и чертежам основных деталей, внося, при необходимости, изменения в конструкцию для повышения технологичности деталей и сборки и улучшения технических и потребительских свойств изделия, и заменяя сварной сборочной единицей одну из деталей. В статье поставлены цели и задачи курсовой работы, описаны этапы выполнения и роль преподавателя, а также разработанное для обеспечения самостоятельной работы студентов учебное пособие. Сделана оценка первого опыта использования методики. Представлены выводы и рекомендации.
инженерная графика, инженерная геометрия, компьютерная графика, конструирование, моделирование, инженерное мышление, конструкторское мышление, конструкторская документация, курсовая работа, сварная сборочная единица
1. Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / С.Н. Абросимов, Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 3. - С. 47-57. - DOI:https://doi.org/10.1237/14419.
2. Большаков В.П. Твердотельное моделирование сборочных единиц в CAD - системах: учебное пособие для вузов [Текст] / В.П. Большаков, А.Л. Бочков, Е.А. Лебедева, А.В. Чернов. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 368 с.
3. Верхотурова Е.В. Причинно-следственный анализ проблем геометро-графической подготовки обучающихся технического вуза [Текст] / Е.В. Верхотурова, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 60-69. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-2-60-69.
4. Верхотурова Е.В. Реверсивный инжиниринг - эффективный инструмент обучения инженерной графике [Текст] / Е.В. Верхотурова, С.А. Пронин, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 35-44. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-3-35-44.
5. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария [Текст] / Д.В. Волошинов // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 15-21. - DOI:https://doi.org/10.12737/3844.
6. Волошинов Д.В. Разработка модели ИС для поддержки образовательного процесса в условиях применения средств дополненной реальности [Текст] / Д.В. Волошинов, А.М. Кравченко // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании: сборник научных статей: в 4-х томах, Санкт-Петербург, 24-25 февраля 2021 года. Том 2. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2021. - С. 155-159.
7. Вышнепольский В.И. Методическая система проведения занятий на кафедре "Инженерная графика" РТУ МИРЭА [Текст] / В.И. Вышнепольский, А.А. Бойков, К.Т. Егиазарян, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 23-34. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-1-23-34.
8. Вышнепольский В.И. Организация практико-ориентированного обучения на кафедре «Инженерная графика» РТУ МИРЭА [Текст] / В.И. Вышнепольский, А.А. Бойков, А.В. Ефремов, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 35-43. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-1-35-43.
9. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.
10. Игнатьев С.А. Технологии дополненной реальности в проектной деятельности студентов [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, М.В. Воронина // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - №. 2. - С. 51-57. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-51-57.
11. Инженерная графика. Основы оформления конструкторской документации: Учебное пособие [Текст] / Л.Б. Иванова, Т.В. Маркова, И.М. Крыжановская [и др.]. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2008. - 140 с.
12. Кайгородцева Н.В. Определение содержания и технологии геометро-графической подготовки будущих инженеров на основе интеграции информационных сред: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» [Текст]: автореферат дис. … докт. пед. наук / Кайгородцева Наталья Викторовна. - Омск, 2015. - 22 с.
13. Козлова И.А. Графические дисциплины и информатизация инженерного образования [Текст] / И.А. Козлова, Р.Б. Славин, Б.М. Славин // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 4. - С. 35-45. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-4-35-45.
14. Красильникова Г.А. Начертательная геометрия и инженерная графика. Краткий курс лекций по начертательной геометрии [Текст] / Г.А. Красильникова, М.С. Кокорин, Н.С. Иванова. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2016. - 88 с.
15. Маркова Т.В. Инженерная графика. Разработка конструкторской документации на изделие по схеме, описанию и чертежам деталей [Текст] / Т.В. Маркова, О.В. Меркулова, Е.В. Князева. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2023. - 128 с. - DOI:https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i23-99.
16. Маркова Т.В. Инженерная графика в плакатах: Учебное пособие для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата и специальностям, входящим в УГСН 15.00.00 «Машиностроение» [Текст] / Т.В. Маркова. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2022. - 93 с. - DOI:https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i22-111.
17. Маркова Т.В. Опыт разработки и использования интегрированного курса инженерной графики на основе САПР [Текст] / Т.В. Маркова, А.Л. Бочков // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2020. - Т. 1. - С. 65-68.
18. Медко В.С. Технология конструкционных материалов. Производство заготовок: Учебное пособие [Текст] / В.С. Медко, М.М. Радкевич, В.П. Третьяков. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 218 с. - ISBN 978-5-7422-6505-4. - DOI:https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id19-110.
19. Мусаева Т.В. Дополненная реальность в проведении занятий по инженерным техническим дисциплинам проектирования [Текст] / Т.В. Мусаева, А.А. Ураго // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 2. - С. 46-55. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-46-55.
20. Некоторые аспекты педагогической модели конструктивного геометрического моделирования [Текст] / Д.В. Волошинов, К.Н. Соломонов, Л.О. Мокрецова, Л.И. Тищук // Физико-техническая информатика (CPT2020): Материалы 8-ой Международной конференции, Пущино, Московская обл., 09-13 ноября 2020 года. Том Часть 2. - Нижний Новгород: Автономная некоммерческая организация в области информационных технологий «Научно-исследовательский центр физико-технической информатики», 2020. - С. 328-321. - DOI:https://doi.org/10.30987/conferencearticle_5fd755c0bbd5b8.16491896.
21. Новиков В.И. Технология конструкционных материалов. Лабораторный практикум по методам производства заготовок: Учебное пособие [Текст] / В.И. Новиков, М.М. Радкевич, В.П. Третьяков. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2022. - 169 с.
22. Проектирование педагогической технологии развития профессионально-ориентированного творчества студентов при изучении дисциплин графического содержания [Текст] / Г.А. Иващенко, Л.П. Григоревская, Л.Б. Григоревский, А.П. Шкуратова // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - Т. 1. - С. 111-116.
23. Развитие инженерного образования: макеты ФГОС ВО нового поколения [Текст] / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, Н.С. Гришина. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2022. - 138 с. - (ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ). - DOI:https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id22-10.
24. Рудской А.И. Анализ отечественного опыта развития инженерного образования [Текст] / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 1. - С. 151-162.
25. Сальков Н.А. Болонская система и перспективы инженерного образования в России [Текст] / Н.А. Сальков, Е.Н. Титова // Журнал социологических исследований. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 2-11.
26. Сальков Н.А. Феномен присутствия начертательной геометрии в других учебных дисциплинах [Текст] / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 61-73. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-8-4-61-73.
27. Столбова И.Д. О возрастании роли цифровой 3D-модели в проектной деятельности и геометрографическом образовании [Текст] / И.Д. Столбова, Л.В. Кочурова, К.Г. Носов // Информатика и образование. - 2022. - Т. 37, № 1. - С. 59-68. - DOI:https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-1-59-68.
28. Усанова Е.В. О формировании системного инженерного мышления в базовой геометро-графической подготовке в контексте Ce/PLM / Е.В. Усанова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2017. - Т. 1. - С. 371-378.
29. Усанова Е.В. Проектное обучение в базовой геометро-графической подготовке / Е.В. Усанова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2018. - № 3(39). - С. 93-103.
30. Усатая Т.В. Современные подходы к проектированию изделий в процессе обучения студентов компьютерной графике [Текст] / Т.В. Усатая, Л.В. Дерябина, Е.С. Решетникова // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 74-82. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fd2bde0ff7.07282102.
31. Федосеева М.А. Методика подготовки студентов технических вузов графическим дисциплинам [Текст] / М.А. Федосеева // Геометрия и графика. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 68-73. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c91fed8650bb7.79232969.
32. Филимонова О.С. Особенности педагогического проектирования разноуровневых заданий по инженерной графике [Текст] / О.С. Филимонова // Педагогика и психология образования. - 2016. - № 3. - С. 85-91.
33. Философия науки и техники: тематический словарь [Электронный ресурс] / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова, 2010. - URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/science-and-technology/index.htm#202 (дата обращения 12.08.2023)