ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показаны проявляющиеся в условиях межкультурной коммуникации, важнейшие составляющие эмоционально-волевой регуляции личности, формирование которых рассматривается в контексте лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза.

Ключевые слова:
эмоционально-волевая регуляция; межкультурная коммуникация; лингвосоциокультурная компетентность.
Текст

Внимание к межкультурной коммуникации обостряется в «переломные» моменты мировой истории. Организация образовательного процесса в гуманитарном вузе находится в прямой зависимости от современной ступени развития общества, которое, в свою очередь, является результатом мирового исторического развития. Так, в условиях глобализации переход к новым социально-экономическим отношениям, переоценка ценностей, изменение национальной идентичности вызвали расцвет национального образования и национальных культур, что обострило внимание к формированию эмоционально-волевой регуляции личности в контексте ее лингвосоциокультурной компетентности.

В настоящее время межкультурная коммуникация является важнейшей стороной жизни человека в обществе. Такие формы сотрудничества, как личное и деловое общение, политический и культурный диалог, настоятельно требуют понимания особенностей партнеров, связанных с их самоидентификационной «программой» [1, с. 6].

Определение межкультурной коммуникации вытекает из значения самого термина: оно предполагает общение людей, относящихся к различным культурам. Научное определение этого термина, которое используют многие современные исследователи, дано в книге Е.М. Верещагина и В.Г Костомарова «Язык и культура». Межкультурная коммуникация в этой работе представлена как «…адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к различным национальным культурам» [8, с. 96].

Природа межкультурной коммуникации находится под пристальным вниманием специалистов различных наук: психологии, филологии, педагогики, истории, культурной антропологии и др. Это породило многочисленные определения рассматриваемого понятия. Обобщив различные подходы к исследованию межкультурной коммуникации, а также рассмотрев междисциплинарный характер данного явления, Н.М. Боголюбова и Ю.В. Николаева определяют межкультурную коммуникацию как «…сложное, комплексное явление, которое включает разнообразные направления и формы общения между отдельными индивидами, группами, государствами, относящимися к различным культурам» [5, с. 12].

Ведущим методологическим подходом к подготовке студентов гуманитарного вуза к процессу межкультурной коммуникации, безусловно, является культурологический подход. В.С. Библер в своем труде «От наукоучения — к логике культуры (два философских введения в XXI век)», справедливо называя культурологический подход ценностным императивом современной гуманитарной науки, отмечает, что «…культура стала основой научного мышления и вседневного бытия в их взаимоопределении…» [4, с. 282].

Список литературы

1. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: Науч.-метод. пособие. - СПб.: Книжный дом, 2008.

2. Байкова Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: Монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2004.

3. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

4. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры (два философских введения в XXI век). - М.: Политическая литература, 1991.

5. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и межкультурный обмен: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «СПбКО», 2009.

6. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. - 2007. - № 3.

7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Матрица духовности / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во МПСИ, 2008.

8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Русский язык, 1990.

9. Гусейнов А.А. Толерантность и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Междунар. Лихачевские науч. чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.

10. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика». - М.: ВЛАДОС, 2010.

11. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и в Америке: воспитание человечности. - СПб.: Книжный дом, 2006.

12. Кругосвет: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/34/%D1%8D (10.09.2012).

13. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.

14. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации / В.С. Глаголев, Н.И. Бирюков, Н.Н. Зарубина и др.: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2010.

15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

16. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - М.: Слово, 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?