EMOTIONAL SELF-CONTROL OF A PERSON IN THE PROCESS OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problems of conscious moderation of emotions and reactions of a person in the processes of cross-cultural communication.

Keywords:
moderation of emotions and reactions; cross-cultural communication; linguistic social and cultural competence.
Text

Внимание к межкультурной коммуникации обостряется в «переломные» моменты мировой истории. Организация образовательного процесса в гуманитарном вузе находится в прямой зависимости от современной ступени развития общества, которое, в свою очередь, является результатом мирового исторического развития. Так, в условиях глобализации переход к новым социально-экономическим отношениям, переоценка ценностей, изменение национальной идентичности вызвали расцвет национального образования и национальных культур, что обострило внимание к формированию эмоционально-волевой регуляции личности в контексте ее лингвосоциокультурной компетентности.

В настоящее время межкультурная коммуникация является важнейшей стороной жизни человека в обществе. Такие формы сотрудничества, как личное и деловое общение, политический и культурный диалог, настоятельно требуют понимания особенностей партнеров, связанных с их самоидентификационной «программой» [1, с. 6].

Определение межкультурной коммуникации вытекает из значения самого термина: оно предполагает общение людей, относящихся к различным культурам. Научное определение этого термина, которое используют многие современные исследователи, дано в книге Е.М. Верещагина и В.Г Костомарова «Язык и культура». Межкультурная коммуникация в этой работе представлена как «…адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к различным национальным культурам» [8, с. 96].

Природа межкультурной коммуникации находится под пристальным вниманием специалистов различных наук: психологии, филологии, педагогики, истории, культурной антропологии и др. Это породило многочисленные определения рассматриваемого понятия. Обобщив различные подходы к исследованию межкультурной коммуникации, а также рассмотрев междисциплинарный характер данного явления, Н.М. Боголюбова и Ю.В. Николаева определяют межкультурную коммуникацию как «…сложное, комплексное явление, которое включает разнообразные направления и формы общения между отдельными индивидами, группами, государствами, относящимися к различным культурам» [5, с. 12].

Ведущим методологическим подходом к подготовке студентов гуманитарного вуза к процессу межкультурной коммуникации, безусловно, является культурологический подход. В.С. Библер в своем труде «От наукоучения — к логике культуры (два философских введения в XXI век)», справедливо называя культурологический подход ценностным императивом современной гуманитарной науки, отмечает, что «…культура стала основой научного мышления и вседневного бытия в их взаимоопределении…» [4, с. 282].

References

1. Alekseeva T.B. Kul'turologicheskiy podkhod v sovremennom obrazovanii: Nauch.-metod. posobie. - SPb.: Knizhnyy dom, 2008.

2. Baykova L.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy gumanizatsii pedagogicheskoy sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: Monografiya. - 2-e izd., ispr. i dop. - Ryazan': Ryaz. gos. ped. un-t im. S.A. Esenina, 2004.

3. Berezhnova L.N., Nabok I.L., Shcheglov V.I. Etnopedagogika: Ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. 2-e izd., ster. - M.: Akademiya, 2008.

4. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury (dva filosofskikh vvedeniya v XXI vek). - M.: Politicheskaya literatura, 1991.

5. Bogolyubova N.M., Nikolaeva Yu.V. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya i mezhkul'turnyy obmen: Ucheb. posobie. - SPb.: Izd-vo «SPbKO», 2009.

6. Bondarevskaya E.V. Antikrizisnaya napravlennost' sovremennogo vospitaniya. Pedagogika. - 2007. - № 3.

7. Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Matritsa dukhovnosti / Gl. red. D.I. Fel'dshteyn. - M.: Izd-vo MPSI, 2008.

8. Vereshchagin E.M., Kostomarov V.G. Yazyk i kul'tura. - M.: Russkiy yazyk, 1990.

9. Guseynov A.A. Tolerantnost' i dialog kul'tur. Dialog kul'tur i partnerstvo tsivilizatsiy: IX Mezhdunar. Likhachevskie nauch. chteniya, 14-15 maya 2009 g. - SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2009.

10. Dzhurinskiy A.N. Pedagogika v mnogonatsional'nom mire: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam «Pedagogika i psikhologiya», «Pedagogika». - M.: VLADOS, 2010.

11. Kazakina M.G. Shkol'naya zhizn' v Rossii i v Amerike: vospitanie chelovechnosti. - SPb.: Knizhnyy dom, 2006.

12. Krugosvet: Universal'naya nauchno-populyarnaya onlayn-entsiklopediya. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/34/%D1%8D (10.09.2012).

13. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2000.

14. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v usloviyakh globalizatsii / V.S. Glagolev, N.I. Biryukov, N.N. Zarubina i dr.: Uchebnoe posobie. - M.: Prospekt, 2010.

15. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / Gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov, L.S. Glebova i dr. - M.: Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2003.

16. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya: Ucheb. posobie. - M.: Slovo, 2008.

Login or Create
* Forgot password?