К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен обзор научных публикаций по проблеме цифровизации образования. Констатируется отсутствие однозначной и четкой дефиниции «цифровизация образования», что свидетельствует о различии в понимании сути цифровизации и ее трактовке разными авторами. Существующая неопределенность обостряет методологические, дидактические и организационные проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду. Предложена авторская классификация статей, монографий и обзоров, посвященных проблеме цифровизации образования. Выделены три блока публикаций: цифровой оптимизм, цифровой негативизм, цифровой релятивизм.

Ключевые слова:
цифровизация образования, дефиниции цифровизации образования, цифровой оптимизм, цифровой негативизм, цифровой релятивизм
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Беренфельд, Б. С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) /Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина // Вопросы образования. – 2005. – №3. – С.104-144

2. Буряк, В.В. Цифровизация образования: disruptive technologies в образовании / В.В. Буряк, В.И. Шостка // Гуманитарные научные исследования. – 2019. – № 9. [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/09/26047 (дата обращения: 24.02.2023)

3. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2019. – №1(6). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 24.02.2023)

4. Григорьев, А. В. Риски цифровизации школьного образования (на материалах опроса педагогов г. Астрахани / А.В. Григорьев // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №. 6. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-edu.site/assets/paper/Grigoryev.pdf

5. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 108 с.

6. Данилова, Л.Н., Ледовская, Т.В., Солынин, Н.Э., Ходырев, А.М. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей/Л.Н. Данилова, Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин, А.М. Ходырев // Вестник Костромского государственного университета. – Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26. – № 2. – С. 5-12.

7. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина и др.; под науч. ред. В. И. Блинова. – 2020. – 98 с.

8. Ильинская, И. П. Поликультурная образовательная среда современной школы и становление новой цифровой реальности: потенциалы информатизации и риски социализации / И.П. Ильинская, Е.И. Работягова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2022. – №3 (63). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnaya-obrazovatelnaya-sreda-sovremennoy-shkoly-i-stanovlenie-novoy-tsifrovoy-realnosti-potentsialy-informatizatsii-i-riski (дата обращения: 23.04.2023)

9. Касавина, Н.А. Человек и техника: амбивалентность электронной культуры / Н.А. Касавина // Epistemology & Philosophy of Science. – 2018. – №4. [Электронный ресурс]. URL: 9. https9. ://9. cyberleninka9. .9. ru9. /9. article9. /9. n9. /9. chelovek-i-tehnika-ambivalentnost-elektronnoy-kultury (дата обращения: 26.03.2023).

10. Кожевникова, М. Н. Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире». Круглый стол / М.Н. Кожевникова, А.Г. Асмолов, С.В. Борисов, Е.В. Брызгалина, С.В. Иванова, А.В. Кирьякова, О.Е. Лебедев и др. // Ценности и смыслы. – 2021. – №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-cheloveka-v-tretiem-tysyacheletii-problemy-tseli-i-tsennosti-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-kruglyy-stol-sankt (дата обращения: 22.04.2023).

11. Котлярова, И.О. Цифровая трансформация образования как инновация / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2022. – №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-kak-innovatsiya (дата обращения: 22.03.2023).

12. Купчинская, М. А. Клиповое мышление как феномен современного общества / М. А. Купчинская, Н. В. Юдалевич // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2019. – №3 (14). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 23.04.2023).

13. Левина, Е.Ю. Цифровизация - условие или эпоха развития системы высшего образования? / Е.Ю. Левина // КПЖ. – 2019. – №5 (136). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-uslovie-ili-epoha-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 26.03.2023).

14. Лисенкова, А. А. Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект / А.А. Лисенкова // Российский гуманитарный журнал. – 2018. – №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-i-vozmozhnosti-tsifrovoy-epohi-sotsiokulturnyy-aspekt (дата обращения: 22.04.2023).

15. Лустин, Ю.М. Рефлексивное мышление студента в гносеологической доминанте цифрового образования / Ю.М. Лустин // Архонт. – 2022. – №5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/refleksivnoe-myshlenie-studenta-v-gnoseologicheskoy-dominante-tsifrovogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.04.2023).

16. Макарова, И. А. Воспитание в эпоху цифровизации / И.А. Макарова // Известия ВГПУ. – 2021. – №1 (154). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-v-epohu-tsifrovizatsii (дата обращения: 23.04.2023).

17. Маркова, А. В. Реализация и оценка цифровизации образования: изучение российского опыта / А.В. Маркова // Universum: психология и образование. – 2022. – №9 (99). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-i-otsenka-tsifrovizatsii-obrazovaniya-izuchenie-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 25.03.2023).

18. Орешкина, А.К. Методологический аспект цифровизации в системе непрерывного образования / А.К. Орешкина // Интернет журнал «Мир науки». – 2018 – №5, [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN518.pdf

19. Пашков, М. В. Проблемы и риски цифровизации высшего образования /М.В. Пашков, В.М. Пашкова // Высшее образование в России. – 2022. – №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-riski-tsifrovizatsii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 26.03.2023).

20. Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации: материалы Всерос. науч.-метод. конф. с международным участием (г. Чебоксары, 31.12.2019 г.) / редкол.: Л.А. Иванова, Н.В. Ефимова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 372 с.

21. Яковлев, С.В. Свойства непрерывности и дискретности развивающей среды, формируемой компьютерными дидактическими средствами // Информация и образование: границы коммуникаций. 2010. - №2 (10). - С. 146-148.

Войти или Создать
* Забыли пароль?