В год 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского рассматриваются проблемы устойчивого развития человеческого общества на основе его теории ноосферы.
глобальное развитие, защита ноосферы, ноосферное право, НБИК-технологии, эволюционный ракурс, легитимизация управления, устойчивое развитие
Человечество живет на Земле - планете Солнечной системы. Это объективный факт, реальность, составляющая объект человеческой деятельности или познания. Но этот объективный факт не является научным фактом, отражающимся в человеческом сознании в виде описания посредством некоторого искусственного или же естественного языка - основы теоретических построений и исследований, формирования теоретической системы.
Историческими примерами объективных фактов является представления древних людей о том, что Земля плоская. По мере появления измерительных методов, накопления и осмысления эмпирических знаний о природе и обществе в восточных цивилизациях появились предпосылки для возникновения науки. В Древней Греции сформировались начала философии (Анаксимандр (611-547 до н.э.), Пифагор (581-499 до н.э.), Гиппократ (460-377 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) и другие) и научные школы, из которых со временем появились различные модели мироустройства, например, метафизика или натурфилософия, геоцентрическая, а затем гелиоцентрическая модели Вселенной. Прошло более двух тысяч лет.
За последние сто лет сформировались основы ноосферной философии (nous sphaira - ноосфера). Впервые этот термин около 100 лет назад употребил Ле-Руа. Затем его широко использовал Тейяр де Шарден, убежденный в слиянии наций в единое человечество, с природой и Богом как апофеоз эволюции и финал исторического процесса.
Академик АН СССР В.И. Вернадский (1863-1945) писал: «Человеческий разум не является формой энергии, а производит действия, как будто ей отвечающие... Будущее земной цивилизации в значительной мере зависит от того, на сколько человек способен будет превратить биосферу в ноосферу. ... Превращение биосферы в ноосферу представляет собой качественно новый этап развития общества и является необходимым условием сохранения нынешней цивилизации и перехода к более высокой ступени ее развития». [1,2]
Что побудило философию открыть это направление? На основе эволюционного ракурса попробуем понять, в чем социальный смысл современного исторического рубежа.
Наряду с философскими описаниями мироустройства формировались религии и учения, определяющие свод правил, требований, ограничений для людей. Формировались цивилизации. Из-за больших географических расстояний между ними были слабые СВЯЗИ*
На территории Индийского полуострова Сид-дхартхе Гуатама (623-544 до н.э.) основал религию, признанную сегодня одной из трех мировых религий - буддизм. В Европе он стал известен только в конце XVIII века по своему церковному имени Будда.
(551-479 до н.э.) основал одно из ведущих идейных учений в древнем Китае - конфуцианство, которое на протяжении многих веков было господствующей идеологией. Не забыто оно и в современной Китайской Народной Республике. Примерно в это же время, даже ранее, в среде иудейского народа сформировались Книги Ветхого Завета. В первой книге Моисеева БЫТИЕ описывается Сотворение Мира Богом: «...В начале сотворил Бог Небо и Землю.... И сотворил Бог Человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. ... и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь...».
В те далекие времена было введено летоисчисление от Сотворения мира, действующее несколько тысячелетий. Около 750-го года римского летоисчисления в Римской империи во времена правления императора Августа в Палестине родился Иисус Христос. Жизнь Иисуса, его деятельность, изречения, Распятие на Кресте, Воскресение и Вознесение положили начало христианской религии.
1. Сайт noocivil2012.jimdo.com
2. Субетто А.И. В.И.Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук - к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма.-2007.
3. Лукьянчиков Н.Н. Обудущем современного мира и России-М.2008.
4. Урсул А.Д. В.И.Вернадский и ноосферные перспективы глобального направления науки // ΝΒ: Проблемы общества и политики. - 2012 - №3.
5. Капра Ф. Скрытые связи.-М.ООО Издательский дом «Созвездие», 2004.
6. Расторгуев СП., Литвиненко М.В. Аватаризация.-СПб.: Реноме, 2011.
7. http//cefey.ru «О проектах GGG Тима Бернеса-Ли и Марины Хохловой».
8. Голубев Е.А. Эволюция парадигмы защиты ноосферы.-«Электросвязь»,2012-№5.
9. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М. АН СССР, 1988.
10. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М. АН СССР, 1991.