Практика автоматизированного принятия решений в современных условиях во многом сводится к алгоритмической обработке данных с использованием технологий больших данных и искусственного интеллекта. Правовое регулирование этих технологий пока недостаточно, в то время как их использование в государственном управлении не может происходить без нормативной основы. Для создания последней необходимо выявить на теоретическом уровне возможные риски и преимущества, что позволит верно выстроить систему нормативного обеспечения. Автоматизированная обработка данных несет определенные угрозы для основных прав человека (права на информацию, защиту частной жизни, равенство и недискриминацию, защиту персональных данных, судебную защиту). На следующей технологической стадии, когда сбор данных о гражданах происходит непрерывно в режиме реального времени, усиливается так называемый охлаждающий эффект, который не просто сдерживает поведение человека, но и способен оказывать на него влияние. К рискам автоматизированного принятия решений можно отнести стандартизацию поведения, недостаточную понятность, информационную асимметрию, дискриминацию, «якорение» (излишнее доверие человека к автоматизированному решению). К позитивным эффектам автоматизированного принятия решений относятся персонализация и предиктивность, которые в управленческой сфере наглядно демонстрируют проактивные государственные услуги. Для внедрения автоматизированного принятия решений в государственное управление необходима нормативная разработка нескольких направлений, в том числе: 1) обеспечение транспарентности алгоритмов и их использования; 2) юридическая защита человека от автоматизированных решений; 3) переход от управления приватностью к информационному самоопределению; 4) совершенствование судебной защиты. Использование алгоритмов качественно влияет на государственное управление, но такие изменения нуждаются в нормативном сопровождении.
алгоритм, управленческое решение, права человека, искусственный интеллект, транспарентность
No data
1. No data