ОРНАМЕНТ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Орнаментальные композиции открывают значительные возможности для формирования алгоритмических умений у бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств. Геометрический орнамент является хорошим обучающим материалом для построения и анализа цифровых художественных моделей с гибким уровнем сложности. Начертательная геометрия рассматривается как прикладной инструмент для анализа и создания орнаментальной композиции. Анализ орнамента позволяет более профессионально читать архитектурные и художественные формы. Интеграция дисциплин начертательной геометрии и компьютерной графики переводит содержание на качественно новый уровень. Геометрические построения в орнаментальных композициях функционально удобны для создания цифровых моделей при изучении векторных графических редакторов. В статье раскрывается проблема формирования у будущих бакалавров искусства алгоритмических умений, как важного компонента алгоритмической культуры и вычислительного мышления. В качестве языка описания алгоритма в решении орнаментальных композиций выбран язык начертательной геометрии и цифровой инструментарий векторной компьютерной графики. В статье представлен обобщенный алгоритм построения цифровой модели орнаментальных композиций, состоящий из аналитического, поискового, конструктивного, репродуктивного, рефлексивного, оценочного этапов, включающих в себя действие и вспомогательные вопросы для поиска решения графической задачи. Приведен пример частного алгоритма построения розы Амьенского собора, выполненный студентом в рамках изучения дисциплины «Современные информационные технологии». Поиск решений на каждом этапе выполнен с помощью вспомогательных вопросов обобщенного алгоритма. Особое внимание уделяется таким этапам алгоритма, как рефлексия готовой цифровой модели для исследования возможности использовать её в заданном материале.

Ключевые слова:
орнаментальная композиция, геометрические построения, начертательная геометрия, компьютерная графика, вычислительное мышление, алгоритмические умения, цифровое моделирование.
Список литературы

1. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина: монография [Текст] / В.А. Байдак. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 263 с.

2. Буткевич Л.М. История орнамента: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» [Текст] / Л.М. Буткевич. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2017. - 267 с.

3. Верхотурова Е.В. Причинно-следственный анализ проблем геометро-графической подготовки обучающихся технического вуза [Текст] / Е.В. Верхотурова, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10 - № 2. - С. 60-69. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-2-60-69.

4. Воронина Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие [Текст] / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - 289 с.

5. Гаврилова И.В. Трит-методика решения алгоритмических задач на уроках информатики в основной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.В. Гаврилова. - Красноярск, 2019. - 163 с.

6. Газейкина А.И. Обучение школьников 5-7-х классов объектно-ориентированному подходу к созданию и использованию средств информационных технологий [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / А.И. Газейкина - Екатеринбург, 2004. - 164 с.

7. Далингер В.А. Геометрия: планиметрические задачи на построение: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / В.А. Далингер. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 155 с.

8. Ершов А.П. Программирование - вторая грамотность [Текст] / А.П. Ершов // Проблемы информатики. - 2015. - № 4 (29). - С. 71-85.

9. Ершов А.П. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Методическое пособие для учителей и преподавателей средних учебных заведений: в 2 частях [Текст] / А.П. Ершов, В.М. Монахов, М.В. Витиньш [и др.]. Т. 2. - Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 1986. - 207 с.

10. Калитина В.В. Формирование программно-алгоритмической компетентности бакалавров информационных направлений при обучении программированию [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / В.В. Калитина - Красноярск, 2015. - 163 с.

11. Каратаева Н.Г. Дидактические особенности применения нестандартных учебных заданий для формирования основ алгоритмической культуры учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Г. Каратаева. - Ростов-на-Дону, 2011. - 207 с.

12. Кинева Л.А. История и теория орнамента: [Текст] учебное пособие / Л.А. Кинева - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. - 131 с.

13. Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия [Текст] / А.Н. Колмогоров. -М.: Наука, 1988. - 288 с.

14. Кухта М.С., Бушар К. Уровни стилизации и их значение в формировании образов дизайна [Текст] / М.С. Кухта, К. Бушар // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2016. - № 4 (31). - С. 91-95.

15. Лебедева Т.Н. Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Т.Н. Лебедева - Екатеринбург, 2005. - 219 с.

16. Марков А.А., Нагорный Н.М. Теория алгорифмов [Текст] / А.А. Марков, Н.М. Нагорный - М.: Наука, 1984. - 432 с.

17. Мухаркина А.А. Возможности герменевтического алгоритма для формирования цифровой компетенции бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств [Текст] / А.А. Мухаркина // Педагогика искусства. - 2022. - № 3. - С. 142-156.

18. Мухаркина А.А. Герменевтический алгоритм как педагогический инструмент формирования цифровой компетенции бакалавров искусств [Текст] / А.А. Мухаркина // Педагогика искусства. - 2022. - № 1. - С. 71-79.

19. Мухаркина А.А. Подготовка бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств к цифровому моделированию художественных образов [Текст] / А.А. Мухаркина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 10 (163). - С. 101-111.

20. Попова В.В. Формирование алгоритмической компетентности студентов - будущих ИКТ-специалистов в системе среднего профессионального образования в процессе обучения математике [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / В.В. Попова - Красноярск, 2019. - 233 с.

21. Бойков А.А. Проблемы геометро-графической подготовки студентов вузов [Текст] / А.А. Бойков, К.Т. Егиазарян, А.В. Ефремов, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 4-22. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-1-4-22

22. Сальков Н.А. Начертательная геометрия - база для компьютерной графики [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 37-47. - DOIhttps://doi.org/10.12737/19832.

23. Сальков Н.А. Феномен присутствия начертательной геометрии в других учебных дисциплинах [Текст] / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 61-73. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-8-4-61-73.

24. Симакова Ю.А. Подходы к применению орнамента в дизайне [Текст] / Ю.А. Симакова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2013. - № 4. - С. 96-100.

25. Телепова Т.П. Педагогический контроль как средство формирования алгоритмических умений самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.П. Телепова - Екатеринбург, 2019. - 242 с.

26. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник [Текст] / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.; под ред. М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 592 с.

27. Турлюн Л.Н. Компьютерные технологии в проектировании орнамента [Текст] / Л.Н. Турлюн, Н.В. Францева // Культурное наследие Сибири. - 2018. - № 1. (25). - С. 108-114.

28. Утюмова Е.А. Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения математике: [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Е.А. Утюмова; - Екатеринбург, 2018. - 192 с.

29. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов [Текст] / под ред. А.А. Столяр - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

30. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление [Текст] / Е.К. Хеннер // Образование и наука. - 2016. - № 2 (131). - С. 18-33. - DOIhttps://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-18-33.

31. Чукомин П.П. "Изображение геометрического орнамента". Рисунок // Госкаталог.РФ: сайт. - URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=37690826 (дата обращения: 11.03.2023)

32. Чукомин П.П. Изображение орнамента "Готический стиль". Рисунок // Госкаталог.РФ: сайт. - URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31169142 (дата обращения: 11.03.2023)

33. Шапиро С.И. От алгоритмов - к суждениям. [Текст] / С.И. Шапиро - М.: Сов. радио, 1973. -288 с.

34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

35. Язвинская С.Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. / С.Д. Язвинская - Ставрополь, 2009. - 202 с.

36. Billings R. W. The infinity of geometric design exemplified / R. W. Billings. - Edinburgh and London : William Blackwood & Sons, 1849. - 112 с. - URL: https://archive.org/details/infinityofgeomet00bill/page/41/mode/1up (дата обращения: 11.03.2023)

37. Сomputational thinking in contexts without programming a computer National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2010. Report of a Workshop on the Scope and Nature of Computational Thinking. Washington, DC: The National Academies Press. https://doi.org/10.17226/12840.

38. Wing J. Computational Thinking [Электрон. ресурс] // Communications of the ACM. 2006, March. Vol. 49. № 3. Р. 33-35. Режим доступа: https://www.cs.cmu.edu/~15110-s13/Wing06-ct.pdf (дата обращения 10 февраля 2023 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?