В статье анализируется ряд важных событий начального этапа сотрудничества между церковной иерархией и университетской профессурой, относящихся к концу XIX- началу XX вв., когда их общей целью было создание массовых организаций мирян (профсоюзов, кооперативов, просветительских ассоциаций) в противовес организациям социал-демократической ориентации. Рассматривается также период после 2-ой мировой войны, когда в области трудовых отношений и в социокультурной сфере сложилось единство действий общественных организаций христианской ориентации и левоцентристского спектра.
социальное учение Католической Церкви, организации христианской ориентации, труд, семья, этические регуляторы рыночной экономики
Начало системному сотрудничеству итальянского и европейского научного сообщества и католической церкви было положено энцикликой папы Льва XIII «Рерум новарум», обнародованной в 1891 г. Этот важный программный документ был концептуальной альтернативой «Манифесту коммунистической партии», идее классовой борьбы против капиталистической эксплуатации. Признавая тяжелое положение промышленного пролетариата, папа Лев XIII предлагал улучшать условия их труда и жизни с помощью переговоров между трудящимися и работодателями в духе христианских ценностей (солидарности и любви); иными словами, папа выступил в роли христианского реформатора в области трудовых отношений и социальной политики в целом.
Призыв главы Католической церкви, продиктованный христианским состраданием к прозябающим в нужде пролетариям, побудил к активной деятельности представителей двух наиболее просвещенных слоев католического мира, молодых священников и университетских профессоров-католиков, которым выпала миссия реформаторов и просветителей, готовящих кадры мирян, компетентных в области экономики и политики, умеющих написать резолюцию собрания и газетную заметку. Без такого слоя социально активных христиан о реализации целей, поставленных в энциклике, не могло быть и речи.
Энциклика Льва XIII вызвала широкий отклик в католическом мире Италии, причем ее истолковывали по-разному. Сложились две неформальные группы: лояльных традиционалистов, всецело полагавшихся на авторитет церковной иерархии, и реформаторов - сторонников инноваций, считавших, что исполнять указание иерархии следует, сочетая дисциплину с инициативой. Самым известным представителем лояльных традиционалистов был профессор Пизанского университета, экономист и социолог Джузеппе Тоньоло, который уже в 1894 г. написал «Программу противодействия католиков социализму».
Священник Ромоло Мурри, который наряду с теологическим образованием прослушал курс лекций первого в Италии профессора-марксиста Артуро Лабриола, напротив, в 1905 г. организовал Национальную демократическую лигу с целью наладить контакты и диалог с социалистами2. Сподвижник и единомышленник Р. Мурри священник Луиджи Стурцо, который, обучаясь в католическом Грегорианском университете, самостоятельно изучил труды известных в то время европейских социологов, в 1901 г. в своем первом опубликованном социологическом исследовании «Классовая организация и профессиональные союзы» фактически подправил энциклику «Рерум новарум» (о которой отзывался восторженно). Папа Лев XIII призывал создавать ассоциации типа профсоюзов по конфессиональному принципу, объединяя в них рабочих и работодателей, а священник Л. Стурцо, будучи также социологом, заявил, что в профсоюзы