В статье проанализировано текущее состояние в области разработки и применения электронных образовательных ресурсов. Раскрыты экономические и психолого-педагогические причины создания электронных образовательных ресурсов с низким уровнем дидактических и потребительских характеристик. Для более детального рассмотрения в рамках данной статьи выделена проблема взаимопонимания между заказчиками и разработчиками электронных образовательных ресурсов. Предложены пути выхода из сложившейся ситуации на основе применения системно-деятельностного подхода к разработке требований к электронным образовательным ресурсам. Приведен ряд аргументов для обоснования целесообразности применения именно системно-деятельностного подхода к решению обозначенной проблемы. Обозначены основные направления подготовки учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, протекающем в условиях современной информационно-образовательной среды.
электронные образовательные ресурсы, психолого-педагогические аспекты разработки электронных образовательных ресурсов, системно-деятельностный подход.
Как показывает практика, в учебном процессе регулярному использованию подвержен лишь незначительный процент разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), и из всех используемых ЭОР высокой эффективностью обладают лишь порядка 5% [3, 5]. Среди причин низкого уровня дидактических и потребительских характеристик разработок в сфере электронного обучения — отсталость методических аспектов электронного обучения от развития технических средств и закрытость большинства разработок, которая не позволяет преподавателям и обучающимся вносить изменения и использовать какие-либо фрагменты ЭОР для собственных разработок [7]. Кроме того, большинство этих разработок не опирается ни на методологию дидактики, ни на теоретические или концептуальные разработки в области информатизации образования [6] и т.д.
Зачастую электронные образовательные ресурсы встраиваются в традиционную модель обучения (например, применяются лекции-инструкции, к которым иногда для развития познавательного интереса добавляют слайды, анимированные картинки, видеофрагменты и т.д.).
Однако такая форма обучения носит пассивный, не деятельностный характер. Практическая работа, как правило, реализуется через взаимодействие с программами-тренажерами. Контроль все чаще сводится к тестам на выбор правильного ответа из нескольких предложенных. При этом взаимодействие учителя и обучающихся крайне ограниченное, что неизбежно создает социальную изоляцию, осложняет понимание проблем восприятия учебного материала обучающимися и развитие их коммуникативных способностей.
1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. 616 с.
2. Белага В.В., Жумаев В.В., Стеценко М.С. Методика управления требованиями и формальная постановка задачи на начальной стадии проектирования компьютерных средств обучения для общеобразовательной школы // Открытое образование. 2012. № 4. С. 4-14.
3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
4. Онлайн-образование coursera. https://www.coursera.org
5. Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. Петродворец: ВВ-МУРЭ им. А. С. Попова, 1995. 326 с.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.
7. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 462 с.