ON THE NEED TO PREPARE TEACHERS FOR DEVELOPING, QUALITY ASSESSING AND SYSTEM ACTIVITY BASED USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper analyzes the status of development and application of electronic educational resources. The author discloses economic and psychologicalpedagogic reasons for creating electronic educational resources with low didactic and consumer characteristics. For a more detailed review, the problem of understanding between customers and developers of electronic educational resources is described. The author sees the way out of the situation in using system-activity approach in developing requirements for electronic educational resources, and presents a number of arguments to justify the suitability of applying this approach. The paper singles out basic directions of teachers’ training for development, quality assessment and use of electronic educational resources in contemporary processes of learning in information-educational environment.

Keywords:
electronic educational resources, psychological-pedagogic aspects of electronic educational resources development, system-activity approach.
Text

Как показывает практика, в учебном процессе регулярному использованию подвержен лишь незначительный процент разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), и из всех используемых ЭОР высокой эффективностью обладают лишь порядка 5% [3, 5]. Среди причин низкого уровня дидактических и потребительских характеристик разработок в сфере электронного обучения — отсталость методических аспектов электронного обучения от развития технических средств и закрытость большинства разработок, которая не позволяет преподавателям и обучающимся вносить изменения и использовать какие-либо фрагменты ЭОР для собственных разработок [7]. Кроме того, большинство этих разработок не опирается ни на методологию дидактики, ни на теоретические или концептуальные разработки в области информатизации образования [6] и т.д.

Зачастую электронные образовательные ресурсы встраиваются в традиционную модель обучения (например, применяются лекции-инструкции, к которым иногда для развития познавательного интереса добавляют слайды, анимированные картинки, видеофрагменты и т.д.).

Однако такая форма обучения носит пассивный, не деятельностный характер. Практическая работа, как правило, реализуется через взаимодействие с программами-тренажерами. Контроль все чаще сводится к тестам на выбор правильного ответа из нескольких предложенных. При этом взаимодействие учителя и обучающихся крайне ограниченное, что неизбежно создает социальную изоляцию, осложняет понимание проблем восприятия учебного материала обучающимися и развитие их коммуникативных способностей.

References

1. Bashmakov, A.I., Bashmakov, I.A. Razrabotka komp´yuternykh uchebnikov i obuchayushchikh system [Development of computer textbooks and training systems]. Moscow, Filin» Publ., 2003. 616 p.

2. Belaga, V.V., Zhumaev, V.V., Stetsenko, M. S. Metodika upravleniya trebovaniyami i formal´naya postanovka zadachi na nachal´noy stadii proektirovaniya komp´yuternykh sredstv obucheniya dlya obshcheobrazovatel´noy shkoly [Methods of require-ments management and a formal statement of the problem at the initial design stage of learning software for secondary school education]. Otkrytoe obrazovanie [Open Education]. 2012, I. 4, pp. 4-14.

3. Mashbits, E.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy komp´yuterizatsii obucheniya [Psychologicalpedagogical problems of computerization of education]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 192 p.

4. Onlayn-obrazovanie coursera [Online education coursera]. Available at: https://www.coursera.org

5. Pechnikov, A.N. Teoreticheskie osnovy psikhologopedagogicheskogo proektirovaniya avtomatizirovannykh obuchayushchikh system [Theoretical Foundations of psychological and pedagogical design of automated learning systems]. Petrodvorets, VVMURE im. A.S. Popova Publ., 1995. 326 p.

6. Robert, I.V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol´zovaniya [Modern information technologies in education: didactic problems; prospects]. Moscow, IIO RAO Publ., 2010. 140 p.

7. Solovov, A.V. Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tekhnologiya [E-learning: the problems, didactics, technology]. Samara, Novaya tekhnika Publ., 2006. 462 p.

Login or Create
* Forgot password?