Калуга, Калужская область, Россия
УДК 37.013.42 Социальная педагогика
В статье рассматриваются возможности волонтерской, наставнической деятельности, тьюторства в развитии, социализации и воспитании детей и молодежи, раскрываются общие и специфические аспекты данных социальных практик, а также значимость их применения на современном этапе. В качестве отличительной характеристики данных социальных практик определяется событийность, позволяющая реализовать участникам взаимодействия свою субъектную позицию. Предложенные в статье материалы могут быть использованы в процессе обучения студентов по направлениям подготовки: «Организация работы с молодежью», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», уровни высшего образования – бакалавриат и магистратура в процессе освоения студентами дисциплин, содержательно раскрывающих вопросы теории и методики организации волонтерской, наставнической деятельности и тьюторства.
волонтерство, наставничество, тьюторство, социальная практика, событийность
1. Ахлебинина Т. В. Саморазвитие личности школьников в ходе реализации проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды // Журнал педагогических исследований. 2020. № 5. С. 37-42.
2. Базарнова Н.Д., Беляева Т.К.. Менторинг, коучинг и тьюторинг как инновационные формы педагогического наставничества // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. №1(12). С. 123-126.
3. Воронцова И. А. Программа профориентации в школе как система профессионального самоопределения молодежи // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 3. С. 49-56.
4. Воронова М.М., Соколова Е.Г. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования: опыт разработки и реализации волонтёрского проекта // Педагогические технологии. 2022. № 1. С. 34-40.
5. Герасимов П. С. Активизация инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения новых форм работы (квестов, квизов) // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 4. С. 68-72.
6. Гончарова В.В. Система работы образовательного учреждения в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» // Педагогические технологии. 2022. №4. С.28-35.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг.: [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.N1642 (с изменениями и дополнениями; ред.от 07.10.2021)]. Система ГАРАНТ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 01.02.2023).
8. Захарова Н. А. Краеведение как средство социализации и воспитания // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 4. С. 78-82.
9. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.5. № 5. С. 23-36.
10. Исакова М. Г. Новые подходы формирования мотивации к саморазвитию у молодежи в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 3. С. 57-61.
11. Котикова В. Л. Воспитание и социализация обучающихся в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 1. С. 3-7.
12. Лукьянова О.Г. Саморазвитие обучающихся при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» движения Ворлдскиллс Россия // Образовательные технологии. 2022. №4. С.73-79.
13. Лукьянова О.Г. Студенческое научное общество - инструмент воспитания культуры общения обучающихся // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. №6. С.41-44.
14. Лунева Е. С., Прытков Д. А. Волонтерская деятельность как средство саморазвития обучающихся в организациях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 3. С. 31-35.
15. Матвеенко И. С., Зиновьева А. Д., Иванова И.В. Воспитание активной гражданской позиции молодежи через деятельность волонтерских объединений // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.7. № 5. С.31-35.
16. Мельникова Г.Г., Лобач Ю.В. Роль исследовательской деятельности в личностном развитии школьника // Журнал педагогических исследований. 2023. Т.8. №1. С.28-32.
17. Рожков М. И. Воспитательный потенциал дополнительного образования в освоении детьми культурноисторического наследия Крыма // Педагогические технологии. 2022. №3. С.4-8
18. Сергеева Е.А., Обрезкова А.В. Использование возможностей дополнительного образования в формировании индивидуальной траектории успеха // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.7. № 5. С.79-84.
19. Сидоров Н., Сидорова Л.В., Онипченко О.Г. Коворкинг-зона «Территория роста» - место отдыха и самореализации школьников // Педагогические технологии. 2022. №4. С.99-104.
20. Соколова Е. Г., Воронова М. М. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования: опыт реализации волонтёрского проекта // Педагогические технологии. 2022. №3. С.60-66.
21. Тихомирова Е. И. Субъектное саморазвитие личности в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.5. № 5. С. 17-22.
22. Щербинина О.С., Грушецкая И.Н. Опыт и перспективы работы с одаренными школьниками в условиях вуза // Образовательные технологии. 2022. №4. С.96-100.
23. Яковлев С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 8−10.
24. Яковлев С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей: монография / под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 72 с.
25. Яковлев С.В. Аксиологическая составляющая наставнической деятельности педагога // Журнал педагогических исследований. 2018. Т.3. № 6. С. 26-38.
26. Яковлев С.В. Имидж учителя: каким ему быть? // Учитель. 1999. № 1. С 64.