ВОЛОНТЕРСТВО, НАСТАВНИЧЕСТВО, ТЬЮТОРСТВО – ТРИ КИТА СОБЫТИЙНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются возможности волонтерской, наставнической деятельности, тьюторства в развитии, социализации и воспитании детей и молодежи, раскрываются общие и специфические аспекты данных социальных практик, а также значимость их применения на  современном этапе. В  качестве отличительной характеристики данных социальных практик определяется событийность, позволяющая реализовать участникам взаимодействия свою субъектную позицию. Предложенные в статье материалы могут быть использованы в процессе обучения студентов по направлениям подготовки: «Организация работы с молодежью», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», уровни высшего образования – бакалавриат и магистратура в процессе освоения студентами дисциплин, содержательно раскрывающих вопросы теории и  методики организации волонтерской, наставнической деятельности и тьюторства.

Ключевые слова:
волонтерство, наставничество, тьюторство, социальная практика, событийность
Список литературы

1. Ахлебинина Т. В. Саморазвитие личности школьников в ходе реализации проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды // Журнал педагогических исследований. 2020. № 5. С. 37-42. EDN: https://elibrary.ru/DBDXEA

2. Базарнова Н.Д., Беляева Т.К.. Менторинг, коучинг и тьюторинг как инновационные формы педагогического наставничества // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. №1(12). С. 123-126. EDN: https://elibrary.ru/HFDDIF

3. Воронцова И. А. Программа профориентации в школе как система профессионального самоопределения молодежи // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 3. С. 49-56. EDN: https://elibrary.ru/MZKRLV

4. Воронова М.М., Соколова Е.Г. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования: опыт разработки и реализации волонтёрского проекта // Педагогические технологии. 2022. № 1. С. 34-40. EDN: https://elibrary.ru/QCZLOW

5. Герасимов П. С. Активизация инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения новых форм работы (квестов, квизов) // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 4. С. 68-72. EDN: https://elibrary.ru/DQEOWX

6. Гончарова В.В. Система работы образовательного учреждения в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» // Педагогические технологии. 2022. №4. С.28-35. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-4-28; EDN: https://elibrary.ru/PEBNPI

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг.: [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.N1642 (с изменениями и дополнениями; ред.от 07.10.2021)]. Система ГАРАНТ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 01.02.2023).

8. Захарова Н. А. Краеведение как средство социализации и воспитания // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 4. С. 78-82. EDN: https://elibrary.ru/BSXKCD

9. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.5. № 5. С. 23-36. EDN: https://elibrary.ru/NAWXQK

10. Исакова М. Г. Новые подходы формирования мотивации к саморазвитию у молодежи в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 3. С. 57-61. EDN: https://elibrary.ru/OKCEVD

11. Котикова В. Л. Воспитание и социализация обучающихся в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 1. С. 3-7. EDN: https://elibrary.ru/RRUZRE

12. Лукьянова О.Г. Саморазвитие обучающихся при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» движения Ворлдскиллс Россия // Образовательные технологии. 2022. №4. С.73-79.

13. Лукьянова О.Г. Студенческое научное общество - инструмент воспитания культуры общения обучающихся // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. №6. С.41-44. EDN: https://elibrary.ru/PJZJLP

14. Лунева Е. С., Прытков Д. А. Волонтерская деятельность как средство саморазвития обучающихся в организациях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т.7. № 3. С. 31-35. EDN: https://elibrary.ru/ZPZHDS

15. Матвеенко И. С., Зиновьева А. Д., Иванова И.В. Воспитание активной гражданской позиции молодежи через деятельность волонтерских объединений // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.7. № 5. С.31-35.

16. Мельникова Г.Г., Лобач Ю.В. Роль исследовательской деятельности в личностном развитии школьника // Журнал педагогических исследований. 2023. Т.8. №1. С.28-32. EDN: https://elibrary.ru/QPVZSA

17. Рожков М. И. Воспитательный потенциал дополнительного образования в освоении детьми культурноисторического наследия Крыма // Педагогические технологии. 2022. №3. С.4-8 DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-4; EDN: https://elibrary.ru/PUFULA

18. Сергеева Е.А., Обрезкова А.В. Использование возможностей дополнительного образования в формировании индивидуальной траектории успеха // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.7. № 5. С.79-84.

19. Сидоров Н., Сидорова Л.В., Онипченко О.Г. Коворкинг-зона «Территория роста» - место отдыха и самореализации школьников // Педагогические технологии. 2022. №4. С.99-104. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-4-96; EDN: https://elibrary.ru/ZXCGZH

20. Соколова Е. Г., Воронова М. М. Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования: опыт реализации волонтёрского проекта // Педагогические технологии. 2022. №3. С.60-66. DOI: https://doi.org/10.52422/2782-635X-2022-3-60; EDN: https://elibrary.ru/NJMSWV

21. Тихомирова Е. И. Субъектное саморазвитие личности в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. 2020. Т.5. № 5. С. 17-22. EDN: https://elibrary.ru/ZZUYVO

22. Щербинина О.С., Грушецкая И.Н. Опыт и перспективы работы с одаренными школьниками в условиях вуза // Образовательные технологии. 2022. №4. С.96-100.

23. Яковлев С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 8−10. EDN: https://elibrary.ru/KJATID

24. Яковлев С.В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей: монография / под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 72 с. DOI: https://doi.org/10.12737/21710; EDN: https://elibrary.ru/ZZBHFK

25. Яковлев С.В. Аксиологическая составляющая наставнической деятельности педагога // Журнал педагогических исследований. 2018. Т.3. № 6. С. 26-38. EDN: https://elibrary.ru/YQRXPF

26. Яковлев С.В. Имидж учителя: каким ему быть? // Учитель. 1999. № 1. С 64.

Войти или Создать
* Забыли пароль?