ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Рубрики: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается методика обучения сочинению как основной форме письменной работы в процессе обучения русскому языку и литературе в основной школе. Акцент сделан на виды сочинений по типам речи: повествование, описание, рассуждение.

Ключевые слова:
виды и типы сочинений, текст, композиция, план, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, совершенствование написанного.
Текст

Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать,
чтобы «лилось из-под пера».
Писать всегда трудно,
и чем труднее, тем лучше выходит.
А.Н. Толстой

В современной школе приоритеты отданы развивающему обучению, важным элементом которого является формирование речемыслительных способностей школьников в процессе подготовки к написанию сочинения. 

Сочинение как вид учебной письменной работы осмысляется в качестве метапредметного результата образования и позволяет проанализировать и оценить:

  • уровень развития личностных, предметных и метапредметных компетенций;
  • функциональную грамотность обучающихся.

Сочинение развивает у школьников интеллект и эмоции; приучает их осмысливать и оценивать увиденное, прочитанное, пережитое; способствует формированию нравственных ценностей; развивает наблюдательность, умение сопоставлять и сравнивать предметы речи по их признакам, делать выводы, умозаключения. В работе над сочинением развивается мышление, воля, выдержка, настойчивость, повышается работоспособность, усиливаются воображение, внимание и память, формируются мировоззрение, нравственные убеждения. Осмысление духовно-нравственных проблем, эмоциональное выражение собственного опыта, анализ поступков героев литературного произведения в процессе работы над сочинением имеют воспитательный эффект, способствуют становлению личностных качеств школьников.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - fgosreetr.ru

3. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. М., 2004.

4. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, П.Ф. Ивченков, М.Р. Львов; ред. М.Т. Баранова. М., 1990.

5. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. 3-е изд. стер. М.: Академия, 2004.

6. Воителева Т.М. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование / Т.М. Воителева. М.: Академия, 2014.

7. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 кл. общеобразоват. учр. / Г.А. Обернихина, Л.Э. Соколова, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А. Обернихиной. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.

8. Ладыженская Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985.

9. Литературные места России и зарубежья: Сборник диктантов и изложений: Пособие для учителя / Авт-сост. Г.А. Обернихина. М: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2008.

10. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

11. Марченко О.Н. К вопросу о формировании у учащихся умения работать с текстом как с источником информации //Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы XIV междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 7 апреля 2011 года. М.: АПКиППРО, 2011.

12. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта: Наука, 1998.

13. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения изложениям: Пособие для слушателей системы повышения квалификации / Авт-сост. Г.А. Обернихина. М.: АПК и ППРО, 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?