Саранск, Республика Мордовия, Россия
УДК 373.6 Профессиональное обучение в общеобразовательной средней школе
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
ОКСО 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ББК 742 Общеобразовательная школа. Педагогика школы
ТБК 362 Общее среднее образование
BISAC EDU EDUCATION
Элективным курсам отводится важная роль в профильном обучении старшеклассников. Благодаря им имеется возможность расширять или углублять знания и умения школьников в определенной предметной области, готовить их к выбору профессии или прохождению государственной итоговой аттестации. Важное место на элективных курсах занимают контрольные мероприятия, с помощью которых педагог как определяет уровень готовности обучаемых к прохождению электива, так и оценивает успешность освоения школьником материала курса. В связи с этим будущий педагог должен владеть методикой организации элективных курсов, в том числе уметь разрабатывать или отбирать материалы для контрольных мероприятий. С учетом перехода обучения в педагогических вузах на «Ядро высшего педагогического образования», готовить к элективным курсам по информатике становится затруднительно. Поэтому в статье показывается один из способов овладения студентами навыками организации и проведения элективных курсов через одну из вузовских дисциплин. Приводятся разработки заданий к контрольным мероприятиям, сконструированные студентами при изучении вузовской дисциплины.
элективные курсы, информатика, обучение бакалавров, Ядро высшего педагогического образования, контрольные мероприятия
1. Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике // Профильная школа. 2004. № 1. С. 24-29.
2. Левченко И.В., Заславская О.Ю. Элективные курсы по информатике в системе профильного обучения // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 81-83.
3. Письмо Минпросвещения России от 14 декабря 2021 года № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)»). URL: https://docs.cntd.ru/document/728190373.
4. Уразгалиева Б.А. Разработка элективного курса «Изучение типа данных последовательность в PascalABC.net» для учащихся профильного курса информатики // Академия педагогических идей Новация. 2019. № 3. С. 22-26.
5. Левченко И.В. Содержание обучения элементам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2020. № 4 (157). С. 3-10. DOI:https://doi.org/10.32517/2221-1993-2020-19-4-3-10
6. Зубрилин А.А. Обучение разработке чат-ботов как инструмент мотивации старшеклассников к профессиям в сфере IT // Профильная школа. 2023. Т. 11. № 1. С. 34-43. DOI:https://doi.org/10.12737/1998-0744-2023-11-1-34-43
7. Левченко И.В., Лагашина Н.И. Элективные курсы по информатике как средство формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2008. № 2. С. 98-102.
8. Тюшнякова И.А., Макарченко М.Г. Элективные курсы по информатике как средство профильного самоопределения учащихся // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2021. № 2. С. 40-47.
9. Самылкина Н.Н. Программа элективного курса «Подготовка к единому государственному экзамену по информатике» // Информатика и образование. 2007. № 1. С. 28-30.
10. Комиссарова С.А., Матушкина Е.И. Использование элективного курса по информатике для организации исследовательской деятельности старшеклассников // Поиск (Волгоград). 2018. № 1 (8). С. 73-76.
11. Мендина Л.Р. Разработка элективных курсов по информатике и ИКТ с национально-региональным компонентом // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3 (11). С. 57-59.
12. Кущ Т.А. Система элективных курсов по информатике как средство развития познавательной самостоятельности учащихся в условиях профильного обучения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1-1 (73). С. 88-93.
13. Победоносцева М.Г. Методические подходы к разработке системы элективных курсов по информатике // Информатика и образование. 2008. № 10. С. 25-29.
14. Ядро высшего педагогического образования. URL: https://apkpro.ru/proekty/yadro-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya.
15. Богомолова Е.В. Теоретико-методические основы формирования у будущих учителей умения проектировать профильные и элективные курсы по информатике // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2005. № 2 (12). С. 97-105.
16. Лягинова О.Ю. Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 2 (25). С. 17-21.
17. Симанева Т.А. О совершенствовании профессионально-методической подготовки студентов в области проектирования и организации профильных и элективных курсов по информатике // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1 (64). С. 332-337.
18. Зубрилин А.А., Паркина И.С. Технология разработки элективных курсов // Информатика и образование. 2006. № 1. С. 8-11.
19. Зубрилин А.А. Оценка готовности обучаемых к участию в элективных курсах по информатике // Информатика и образование. 2009. № 11. С. 66-72.