МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются методы развития связной речи дошкольников посредством сказки с использованием карт В.Я. Проппа и ТРИЗ-технологии.

Ключевые слова:
связная речь дошкольников, сказки, карты В.Я. Проппа, ТРИЗ-технологии.
Текст

Известно, что ребенок – существо, активное от природы. Он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Этот факт был подмечен итальянским детским писателем Дж. Родари и лег в основу его пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения. Одно из игровых упражнений – опорное моделирование с использованием карты В.Я. Проппа.

Дж. Родари отмечает, что «преимущества карт В.Я. Проппа очевидны, каждая из них – целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка» [3, с. 34]. То есть каждая из представленных в сказке функций помогает ребенку разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Наглядность и красочность карт позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями. Это позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации. Таким образом, у него интенсивнее развивается абстрактное и логическое мышление. Карты В.Я. Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками [1].

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

Карты В.Я. Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности.

Известно, что сказки не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания, поэтому Л.Б. Фесюковой была разработана специальная универсальная схема, помогающая ликвидировать этот пробел.

Список литературы

1. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000.

2. Пчелкина Е.А. По ступенькам ТРИЗ: Метод. пособие. СПб., 2009.

3. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ACT, 2000.

Войти или Создать
* Забыли пароль?