Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализируется понятие «моральные ценности». Сравниваются понятия «профессиональное научное речевое общение» и «научный дискурс». На основе научных статей по экологии выявляются языковые репрезентации моральных ценностей.

Ключевые слова:
этика, речевое общение, дискурс, научный дискурс, мораль, моральные ценности.
Текст

Актуальность данного исследования определяется тем, что речевое общение, вопросы его национально-культурной природы и организации являются неотъемлемой частью проблемы взаимосвязи языка и профессиональной культуры. Однако моральной стороне данного вопроса обычно уделяется недостаточно внимания. По этой причине изучение моральных ценностей речевого общения в профессиональной сфере является весьма актуальным.

Моральные ценности – это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей [2].

Моральные ценности в данной работе будут рассматриваться как аспект речевого общения. Согласно словарю-справочнику «Педагогическое речеведение» под редакцией Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской, речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, научную и т. п.) [3].

А.А. Леонтьев (московская психолингвистическая школа) разработал теоретическую концепцию общения как развитие его теории речевой деятельности. По его словам, речевое общение обозначает «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [1, с. 240].

Речевое общение, таким образом, органично входит во всевозможные виды деятельности индивида. Можно ли в таком случае сопоставить понятия «дискурс» и «речевое общение»? В своей работе «Типология дискурса: интегральный подход» (2014) Т.Н. Хомутова рассматривает дискурс как интегральный рассредоточенный объект, процесс сопряжения коммуникативных деятельностей представителей определенного социума, в ходе которого вербализуются фрагменты знания, языка, национальной культуры и социального пространства в их глобальном единстве и взаимообусловенности и происходит управление неречевой деятельностью коммуникантов [4].

Список литературы

1. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997.

2. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учеб. пособие. М.: МГУПС (МИИТ), 2008.

3. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.

4. Хомутова Т.Н. Типология дискурса: интегральный подход // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014.

5. Cambridge Dictionaries. URL: http:// dictionary.cambridge.org/

6. Merriam Webster Dictionary. URL: http://www3.merriamwebster.com/

7. Oxford Dictionaries. URL: http:// oxforddictionaries.com/

Войти или Создать
* Забыли пароль?