Анализируется понятие «моральные ценности». Сравниваются понятия «профессиональное научное речевое общение» и «научный дискурс». На основе научных статей по экологии выявляются языковые репрезентации моральных ценностей.
этика, речевое общение, дискурс, научный дискурс, мораль, моральные ценности.
Актуальность данного исследования определяется тем, что речевое общение, вопросы его национально-культурной природы и организации являются неотъемлемой частью проблемы взаимосвязи языка и профессиональной культуры. Однако моральной стороне данного вопроса обычно уделяется недостаточно внимания. По этой причине изучение моральных ценностей речевого общения в профессиональной сфере является весьма актуальным.
Моральные ценности – это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей [2].
Моральные ценности в данной работе будут рассматриваться как аспект речевого общения. Согласно словарю-справочнику «Педагогическое речеведение» под редакцией Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской, речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, научную и т. п.) [3].
А.А. Леонтьев (московская психолингвистическая школа) разработал теоретическую концепцию общения как развитие его теории речевой деятельности. По его словам, речевое общение обозначает «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [1, с. 240].
Речевое общение, таким образом, органично входит во всевозможные виды деятельности индивида. Можно ли в таком случае сопоставить понятия «дискурс» и «речевое общение»? В своей работе «Типология дискурса: интегральный подход» (2014) Т.Н. Хомутова рассматривает дискурс как интегральный рассредоточенный объект, процесс сопряжения коммуникативных деятельностей представителей определенного социума, в ходе которого вербализуются фрагменты знания, языка, национальной культуры и социального пространства в их глобальном единстве и взаимообусловенности и происходит управление неречевой деятельностью коммуникантов [4].
1. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997.
2. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учеб. пособие. М.: МГУПС (МИИТ), 2008.
3. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.
4. Хомутова Т.Н. Типология дискурса: интегральный подход // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014.
5. Cambridge Dictionaries. URL: http:// dictionary.cambridge.org/
6. Merriam Webster Dictionary. URL: http://www3.merriamwebster.com/
7. Oxford Dictionaries. URL: http:// oxforddictionaries.com/