Abstract and keywords
Abstract (English):
The notion of “moral values” is analyzed. Notions “professional scientific communication” and “scientific discourse” are being compared. Based on the research articles on ecology, language means of expression of moral values is studied.

Keywords:
ethics, communication, discourse, scientific discourse, moral, moral values.
Text

Актуальность данного исследования определяется тем, что речевое общение, вопросы его национально-культурной природы и организации являются неотъемлемой частью проблемы взаимосвязи языка и профессиональной культуры. Однако моральной стороне данного вопроса обычно уделяется недостаточно внимания. По этой причине изучение моральных ценностей речевого общения в профессиональной сфере является весьма актуальным.

Моральные ценности – это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей [2].

Моральные ценности в данной работе будут рассматриваться как аспект речевого общения. Согласно словарю-справочнику «Педагогическое речеведение» под редакцией Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской, речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, научную и т. п.) [3].

А.А. Леонтьев (московская психолингвистическая школа) разработал теоретическую концепцию общения как развитие его теории речевой деятельности. По его словам, речевое общение обозначает «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [1, с. 240].

Речевое общение, таким образом, органично входит во всевозможные виды деятельности индивида. Можно ли в таком случае сопоставить понятия «дискурс» и «речевое общение»? В своей работе «Типология дискурса: интегральный подход» (2014) Т.Н. Хомутова рассматривает дискурс как интегральный рассредоточенный объект, процесс сопряжения коммуникативных деятельностей представителей определенного социума, в ходе которого вербализуются фрагменты знания, языка, национальной культуры и социального пространства в их глобальном единстве и взаимообусловенности и происходит управление неречевой деятельностью коммуникантов [4].

References

1. Nekrasova N.A., Nekrasov S. I., Sadikova O.G. Tematicheskiy filosofskiy slovar’ [Subject Philosophical Dictionary]. Mocow, MGUPS (MIIT) Publ., 2008.

2. Ladyzhenskaya T.A., Mikhal’skaya A.K. Pedagogicheskoe rechevedenie. Slovar’-spravochnik [Pedagogical rechevedenie. Dictionary]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 1998.

3. Leont’ev A.A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Moscow, Smysl Publ., 1997.

4. Khomutova T.N. Tipologiya diskursa: integral’nyy podkhod [The typology of discourse: an integrated approach]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Journal of South Ural State Universit y. Series: Linguistics]. 2014

5. Oxford Dictionaries. Available at: http:// oxforddictionaries.com/

6. Cambridge Dictionaries. Available at: http://dictionary.cambridge.org/

7. Merriam Webster Dictionary. Available at: http://www3.merriam-webster.com/

Login or Create
* Forgot password?