Россия
Статья посвящена сопоставительному обзору учебников «Родное слово» и «Живое слово», в которых реализуется фундаментальная для русской педагогики идея: преподавание отечественного языка должно занимать центральное место в воспитывающем обучении не только в начальных, но и в средних учебных заведениях. В статье рассматриваются как общие черты, так и различия методических разработок российских педагогов XIX в., декларирующих не только необходимость восприятия и понимания художественного, поэтического слова как живого, но и содержащих конкретные рекомендации, «как» обучать логическому и образному мышлению.
К.Д. Ушинский, А.А. Хованский, «Филологические записки», «Родное слово», «Живое слово», отечественная педагогика и дидактика
1. Адамов П.А. О методе преподавания русской словесности // Филологически записки, 1894. - Вып. 4. - С. 1-33.
2. Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово. Проблемы функциональной лексикологии - М., 2009. - С. 11.
3. Андреев В.Ф. Мнения преподавателей о методике русского языка Барсова: «Живое слово» для изучения родного языка // Филологические записки,1893. - Вып. 5/6. - С. 1-5.
4. Барсов А.В. Два слова по поводу рецензии на Методику // Филологические записки, 1890. - Вып. 2. - С. 1-9.
5. Барсов А.В. Новый взгляд на преподавание русского языка // Филологически записки, 1888. - Вып. 1. - С. 1-21.
6. Барсов А.В. Значение произведений русской литературы с точки зрения библейской нравственности // Филологические записки,1897. - Вып. 4. - С. 1-8.
7. Барсов А.В. О преподавании словесности в женских учебных заведениях // ФЗ. - 1908. - Вып. 3. - С. 1-24.
8. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С. 26-90.
9. Булгаков С.Н. Философия имени. - СПб.: Наука, 2008. - 447 с.
10. Бунаков Н.Ф. Письмо в Редакцию / Мнения преподавателей о методике русского языка Барсова: «Живое слово» для изучения родного языка // Фил. записки,1893. - Вып. 5/6. - С.22-23.
11. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1867. - 472 с.
12. Живое слово для изучения родного языка. Методика русского языка в рассказах и объяснениях по литературным образцам: практический курс для 1-го класса / сост. А.В. Барсов; ред. А.А. Хованский. - Воронеж, 1889. - С.2.
13. Жихарев С.П. Записки современника (1806-1809) // Редакция, статья и комм. Б.М. Эйхенбаума. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 835 с.
14. Королева А.М. Поэтика заглавия: из истории почти 100-летних наблюдений // Язык, мышление, цифровизация: к 160-летию журнала «Филологические записки» : Сборник статей международной научно-практической конференции / отв. ред. А.И. Лазарев. - Воронеж, 2021. - С. 231-240.
15. Кочетов А.И. Доклады членов Ученого совета при Министерстве народного просвещения о книге К.Д. Ушинского «Родное слово» (11 января 1885 г.) / Доклады членов Ученого комитета при Министерстве народного просвещения о книге К.Д. Ушинского «Родное слово» // Собрание сочинений. - М., 1949. - Т. 6. - С. 394-403.
16. Кржижановский С.Д. Статьи. Заметки. Размышления о литературе и театре // Собрание сочинений в 5 т.- СПб.: «Симпозиум», 2006. - Т. 4. - 848 с.
17. Кулиш П.А. Черная рада: Хроника 1663 года. - СПб., 1857.
18. Лазарев А.И. Методика «Живое слово»: возрождение традиции // По следам живого слова. Научно-педагогическое наследие «Филологических записок» в современном контексте. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. - С. 140-156.
19. Лебедев В.И. Срезневский как методист // Русский язык в школе, 1972. - № 3. - С. 65-68.
20. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Академический Проект, 2009. - 300 с.
21. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 томах. Т. 1. - Таллинн: Александра, 1992-1993. - 479 с.
22. Острогорский В.П., Семенов Д.Д. Русскіе педагогическіе дѣятели. - М., 1887. - С. 57.
23. Правдолюбов С. «Живое слово» архиепископа Амвросия (Ключарёва) // Научный богословский портал, 2009 / http://www.bogoslov.ru/ text/520094.html (Дата посещения: 25.06.23).
24. Пушкин А.С. Письма, 1815-1825 // Под редакцией и с примечаниями Б.Л. Модзалевского. - М., 1926. - Том I. - С. 34-35.
25. Романовский В,Е. Об отношении географии и истории к преподаванию словесности // Филологические записи, 1895. - Вып. 1. - С. 1-40.
26. Ростошинский А.И. Роль педагогического наследия в формировании инновационных технологий // Русский язык: система и функционирование (к 75-летию филологического факультета БГУ. Сборник материалов VI Международной научной конференции. - Минск, 2014. - С. 119-124.
27. Сент-Илер К.К. Докладная записка министру относительно запрещения 1-й части «Родного слова» Ушинского (июнь 1885 г.) / Доклады членов Ученого комитета при Министерстве народного просвещения о книге К.Д. Ушинского «Родное слово» // Собрание сочинений. - М., 1949. - Т. 6. - С. 405-409.
28. Сковорода Г. О промысле, особенном для человека / Начальная дверь к христианскому добронравию (1766-1780) // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. - М.: ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1952. - Том I.
29. Тимофеев И. Временник (1610-1613) // Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. - СПб, 1891. - Т.13. - С 261-472.
30. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений. - М.,1948. - Т.2. - С.69-167.
31. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собрание сочинений. - М.,1948. - Т.2. - С.425-489.
32. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии (1862-1863) // Собр. соч. Т. З. - М.-Л, 1948. - С. 87-253.
33. Ушинский К.Д. Родное слово // Журнал Министерства народного просвещения. Неофициальная часть. - СПб., 1861. - Ч. 109. - С. 87-116.
34. Ушинский К.Д. Организация первоначального обучения / Родное слово. Книга для учащих // Собрание сочинений. - М., 1949. - Т. 6. - С. 251-257.
35. Фридеман Ф. Советы юношам, обучающимся в немецких гимназиях и университетах / Новые иностранные книги // Журнал Министерства народного просвещения, 1837. - Том. 15. - С. 621.
36. Флёров А.П. Ушинский К.Д. // Филологические записки, 1896. - Вып. 6. - С. 1-15.
37. Флёров А.П. Мнения преподавателей о методике русского языка Барсова: «Живое слово» для изучения родного языка // Филологические записки,1893. - Вып. 5/6. - С. 23-26.
38. Хованский А.А. В чем нуждается наше учебное дело по преподаванию русского языка? // Филологические записки, 1889. - В. 6. - С. 1-6.
39. Хованский А.А. Живое слово и живые факты // Филологические записки. - Воронеж, 1899. - Вып. I - C. 8.
40. Хованский А.А. Что у нас сделано на пользу изучения русского языка и что делается? В чем нуждается наша учебная филологическая литература? // Филологические записки, 1860. - Вып. I. - С. 7-18.
41. Хованский А.А. Чествование пятидесятилетия служения академика и заслуженного профессора, почетного члена разных университетов и ученых обществ Федора Ивановича Буслаева // Филологические записки, 1888. - Вып. 6. - С. 1-26.
42. Чудинов А.Н. О преподавании отечественного языка: Очерк общей истории языкознания в связи с историей обучения родному языку // Филологические записки, 1870. - Вып. 5. - 260 с.
43. Шереметевский В.П. Начатки науки о родном языке : Опыт программы первой ступени обучения // Филологические записки, 1881. - Вып. 4/5. - С. 1-24.
44. Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении. - М., 1886. - 115 с.
45. Шпет Г.Г. Философские этюды. - М., 1994. - 372 с.
46. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Кн. для учителя: Из опыта работы / В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Хаит. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.
47. Королев Н.С. Мнения преподавателей о методике русского языка Барсова: «Живое слово» для изучения родного языка // Филологические записки,1893. - Вып. 5/6. - С. 11-20.
48. ….нъ. Заметка по поводу «Методики» А. Барсова для преподавания языка // Филологические записки, 1889. - Вып. 6. - С. 7-10.