КОММУНИКАТИВНОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: СООТНОШЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ И МАССМЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена выявлению соотношения различных видов коммуникативного воздействия в межличностной и массовой коммуникации. Актуальность заключается в определении термина «информационно-психологическое воздействие», который устраняет в науке о языке лакуну, образовавшуюся в результате расширения сущности воздействия на адресата за пределы сугубо речевого, и объединяет как лингвистические, так и аудиовизуальные средства, первые из которых реализуют вербальное, а вторые – невербальное воздействие. Цель. Изучить соотношение коммуникативного, психологического и информационно-психологического воздействия и определить их условные взаимные границы в контексте межличностной и массовой коммуникации. Методология, методы и методики. Исследование основано на анализе источников по теории коммуникации, психологии, психолингвистике, лингвистике речевого воздействия, а также информационным войнам и информационно-психологическому воздействию. Применяются методы функционального, коммуникативно-прагматического и синхронно-диахронного анализа. В работе используются преимущественно индуктивно-описательный и сопоставительный методы изложения. Результаты. Родовым понятием в ряду анализируемых видов воздействия является коммуникативное, которое ассоциируется с любым видом информационного обмена, в том числе выходящим за пределы речевого и аудиовизуального инструментария. В рамках вербальной и невербальной коммуникации воздействие субъекта информации может приобретать характер психологического, если затрагиваются психическое состояние, социальные установки или психологические характеристики реципиента, относящиеся к его деятельности, сознанию или личности. В рамках массовой коммуникации следует говорить о воздействии на психику адресата посредством массовой информации – информационно-психологическом воздействии. Научная новизна. В рамках теории коммуникации, лингвистики информационно-психологической войны и прикладной лингвистики в целом вводится определение информационно-психологического воздействия, устанавливается его сущность и отмечаются его основные характеристики. Практическая значимость. Введение указанного термина устраняет терминологическую поливалентность, существующую в коммуникативистике относительно различных видов воздействия, и с прикладной точки зрения позволит выявить шаблоны использования в медиатекстах лингвистических и экстралингвистических средств, а также анализировать медийные материалы, относящиеся к категории информационно-психологического оружия.

Ключевые слова:
коммуникативное воздействие, психологическое воздействие, информационно-психологическое воздействие, медиапространство, массовая коммуникация, коммуникатор, реципиент
Список литературы

1. Балахонская Л.В., Сергеева Е.В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования: учеб. пособие. - 5-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2020. - 352 с.

2. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение /// Вопросы психологии. - № 4. - М.: ООО «Вопросы психологии», 1994. - С. 56-66.

3. Баранов Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание // Национальный психологический журнал. - № 1 (25). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. - С. 25-31.

4. Большой психологический словарь / [Авдеева Н.Н. и др.], под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 666 с.

5. Гаврилов Л.А., Зарипов Р.И. Эмоционально-психологические аспекты информационно-психологического воздействия в сообщениях массовой коммуникации // Военно-гуманитарный альманах. Серия «Лингвистика». Выпуск № 7. Том 2 / Материалы XVI Международной научной конференции по актуальным проблемам языка и коммуникации «Язык. Коммуникация. Перевод». 24 июня 2022 г. / под общ. ред. Н.В. Иванова. - М.: Военный университет Минобороны России, 2022. - С. 53-64.

6. Гойхман О.Я. Социальная коммуникация в Интернете: взаимодействие с реальностью // Социальные коммуникации в современном мире. Сборник научных статей по материалам работы Первого белорусского философского конгресса. Минск, 18-20 октября 2017 года. - Минск: Белорусский государственный университет, 2018. - С. 28-29.

7. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 236 с.

8. Григорьев М.С. Информационно-коммуникативное воздействие на политические процессы в современной России: сущность, особенности, технологии: дис. … канд. полит. наук. - М., 2001. - 178 с.

9. Дзялошинский И.М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. Монография. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - 572 с.

10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.

11. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. - 280 с.

12. Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций // Национальный психологический журнал. - № 1 (41). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. - С. 3-14.

13. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций: учебное пособие. - М., Ярославль: Ремдер, 2003. - 183 с.

14. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

15. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб: Питер, 2003. - 415 с.

16. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006. - 432 с.

17. Латынов В.В., Кубрак Т.А. Информационно-психологическое воздействие в ситуации пандемии COVID-19: психологические основания, тактики, факторы эффективности // Влияние пандемии на личность и общество: психологические механизмы и последствия. Сборник статей. Серия «Интеграция академической и университетской психологии», отв. ред.: Т.А. Нестик, А.Л. Журавлев, А.Е. Воробьева. - М.: ИП РАН, 2021. - С. 383-399.

18. Латынов В.В. Коммуникативное воздействие: принципы, закономерности, эффекты // Психологический журнал. - Т. 33. - № 5. - М.: ИП РАН, 2012. - С. 16-27.

19. Латынов В.В. Психология коммуникативного воздействия, Российская акад. наук, Ин-т психологии. - М.: ИП РАН, 2013. - 366 с.

20. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / Под ред. А.С. Маркосян, Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. - М.: Смысл, 2008. - 271 с.

21. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.

22. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

23. Пирогова Ю.К. Рекламное манипулирование // Психология общения: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т, под общ. ред. А.А. Бодалева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 421-422.

24. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. - 576 с.

25. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

26. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 512 с.

27. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 408 с.

28. Смирнов А.В. Анатомия текста: как работает сознание // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. - С. 29-60.

29. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. - Т. 16. - № 4. - М.: МГППУ, 2020. - С. 87-97.

30. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

31. Шунейко А.А., Авдеенко И.А. Механизмы коммуникативного воздействия: учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2008. - 247 с.

32. Cluzel du F. Cognitive Warfare // Innovation Hub. - June-November 2020. - P. 4. - URL: https://www.innovationhub-act.org/sites/default/files/2021-01/20210122_CW%20Final.pdf (дата обращения: 04.08.2022).

33. Fabrigar L.R., MacDonald T.K., Wegener D.T. The Structure of Attitudes // Albarracín, D., B.T. Johnson, Zanna M.P. The Handbook of Attitudes. - Abingdon: Routledge, 2005. - P. 79-124.

34. Katz D., Stotland E. A preliminary statement to a theory of attitude structure and change // Psychology: A study of a science / S. Koch, ed. - Vol. 3. - New York: McGraw-Hill, 1959. - P. 423-475.

35. Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising // Tannen D. (Ed.) Analyzing discourse: text and talk. - Washington: Georgetown University Press, 1982. - P. 25-42.

36. Shannon C.E., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. - The University of Illinois Press: Urbana, 1964. - 125 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?