Россия
Одной из важных функций управления персоналом в настоящее время является управление корпоративной культурой. Культурологический подход в управлении позволяет объединить все силы (ресурсы) на достижение целей организации, решение ее задач. Такой подход позволяет учесть своеобразие определенной компании, сконцентрировать внимание на интеграции всего персонала в достижении целей организации, формировании преданности, компетенций, солидарности. Среди функций профсоюза, отмеченных в документах организации, представлена организационная функция: организация культмассовых, спортивных мероприятий, традиционных профессиональных праздников. Несомненна роль руководства в развитии корпоративной культуры, вместе с тем бипартизм на локальном уровне, а также трипартизм на других уровнях социального партнерства предполагает участие работников (представителей профсоюзов) в развитии трудовых и иных отношений, в совершенствовании корпоративной культуры в организации. Формирование ценностей и норм, определенных стереотипов поведения происходит в рамках концепции социального партнерства в организации. Роль профсоюза как организации, объединяющей наемных работников, как участника социального партнерства востребована. Эта роль отмечена в проведенном исследовании через участие профсоюза в поддержке традиций в организации, участие в переговорах, обсуждение Коллективного договора, поддержку персонала в трудных ситуациях (оказание материальной, информационной и правовой помощи членам профсоюза и всем работникам организации) и других направлениях. Профсоюз участвует в управлении корпоративной культурой, которое включает не только управление внутренней средой организации, но и управление имиджем организации, ее деловой репутацией.
корпоративная культура, профсоюз, социальное партнерство, управление корпоративной культурой
1. Алексеев А. Парус или тормоз: как работать с корпоративной культурой. - СПб.: Питер, 2021. - 224 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995. - 334 с.
3. Гаспарович Е.О., Ускова Е.В., Котова Е.М. Корпоративная культура и социальная ответственность вуза как факторы успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2020. - Т. 9. - №1. - C. 42-47.
4. Давыдов В.Н., Митрофанов Л.Д. Роль профсоюзов в развитии корпоративной культуры учреждений высшего профессионального образования. - Екатеринбург. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 312 с.
5. Журавлев В.А., Ладыжец Н.С. Пассионарный университетский менеджмент // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 1. - С. 4-8.
6. Камерон К. Диагностика и изменения организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
7. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. - Ростов н/Д: ОАО Ростиздат, 2001. - 384 с.
8. Мешков А.Ю. К вопросу о функциях корпоративной культуры университета // XVI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана (90-летие со дня рождения) «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 21-22 марта 2013 г. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 746-755.
9. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/Пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
10. Овчинников М.А. Корпоративная культура в системе социального управления: дис. … канд. социол. наук. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2004. - 116 с.
11. Прохоров А.В. Корпоративная культура как основа имиджа университета// Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. Философия. - 2011. - № 4 (20). - С. 50-56.
12. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 226 с.
13. Свистунов В.М., Лобачев В. В., Кузина Г. П. Неизбежность трансформации корпоративной культуры компании в условиях перехода на новые технологии менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2022. - Т. 11. - № 1. - С. 9-15.
14. Томилин О.Б. «Оптимистическая трагедия» университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 61. - С. 7-14.
15. Фахретдинова А.Б., Замалетдинова Л.Р. Корпоративная культура высшего учебного заведения: базовые составляющие// Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - № 2. - С. 182-185.
16. Martínez-Iñigo D., Crego A., Garcia-Dauder S. and Domínguez-Bilbao R. Organizational culture as a source of change in trade unions// Employee Relations. 2012. Vol. 34 No. 4. pp. 394- 410. URL: https://doi.org/10.1108/01425451211236832
17. Nanda N., Patra K.. Emerging Role of Trade Unions in Improving Organizational Culture. //Nat. Volatiles & Essent. Oils. 2021. V. 8(5): pp. 9920-9924. URL: file:///C:/Users/%D0%94%D0%9D%D0%A1/Downloads/role+of+trade+uinions+(1)%20(1).pdf (дата обращения 01.03.2023)
18. Orechwa W. Union Organizing: Why Your Company Culture Matters. 2019. URL: https://projectionsinc.com/unionproof/union-organizing-why-culture-matters// (дата обращения 01.03.2023)
19. Ser T., Chew I. The New Role of Trade Unionism in the 21st Centure. Lessons from Singapore//The Economic and Labour Relations Review. 1997. V. 8(1). pp.7-21. DOIhttps://doi.org/10.1177/103530469700800102
20. Singh H., Mahanty N. The Role of Trade Unions in Bringing about Performance Oriented Culture//Indian Journal of Industrial Relations. Developing a Culture of High Performance . 2001. Vol. 37. No. 1. pp. 154-159