В статье приводятся доводы в пользу междисциплинарного подхода при обучении в нелингвистическом вузе, в частности, важности англоязычной поддержки преподавания математических дисциплин. Авторы рассматривают взаимодействие кафедры «Иностранные языки» и кафедры «Математика» в применении технологий кейс-анализа в образовательном процессе и подготовке студентов к кейс-чемпионатам. Авторами описаны приемы реализации иноязычной профессионализации посредством квазипрофессиональной деятельности.
дисциплины математического цикла, математический инструментарий, иноязычная подготовка, профессиональная ориентация, квазипрофессиональная деятельность, кейс-анализ, проектные технологии.
Междисциплинарный подход, как «взаимосвязанное и согласованное формирование коммуникативной (лингвистической) и профессиональной компетенций», является неотъемлемой частью эффективного профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе [11]. В данной статье рассматриваются возможности, которые предоставляет сотрудничество кафедр «Математика» и «Иностранные языки» при обучении бакалавров экономики и менеджмента математическим дисциплинам на примере Финансового университета при Правительстве РФ.
В условиях жесткой конкуренции на рынке труда требования к выпускникам финансовоэкономических вузов с каждым годом увеличиваются. Существенную часть подготовки современного экономиста и финансиста составляют математические дисциплины. В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. К сожалению, констатируется в Концепции, сегодня математическое образование в образовательных организациях высшего образования оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления его содержания, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую [10].
1. Вербицкий А.А. Проблемы развития профессионального образования с позиций теории контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий // Инициативы XXI века. - 2009. - № 1. - С. 37-40.
2. Дубинина Г.А. Междисциплинарное взаимодействие при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Дубинина // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сб. научных трудов / отв. ред. М.В. Мельничук. - М.: Финансовый университет, 2014. - С. 85-92.
3. Дубинина Г.А. Концептуальная основа подготовки к преподаванию учебных дисциплин на иностранном языке. Гуманитарные науки [Текст] / Г.А. Дубинина // Вестник Финансового университета. - 2012. - № 4 (8). - С. 83-87.
4. Дубинина Г.А. Организация преподавания учебных дисциплин на иностранном языке. Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Дубинина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - Вып. 12 (698) (Сер. «Педагогические науки»). - С. 158-165.
5. Дубинина Г.А. Технология применения кейс-анализа в подготовке по иностранному языку бакалавров. Инновационные подходы в обучении иностранным языкам [Текст] / Г.А. Дубинина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - Вып. 12 (591) (Сер. «Педагогические науки»). - 2010. - С. 81-90.
6. Кондрахина Н.Г. Английский язык для математиков [Текст]: учеб. пособие для развития навыков профессиональной коммуникации для первого года обучения в бакалавриате / Н.Г. Кондрахина, О.Н. Петрова. - М.: Финакадемия, 2010. - 88 с.
7. Коннова Л.П. Использование метода проектов для начального обучения решению кейсов [Текст] / Л.П. Коннова, А.А. Рылов, И.К. Степанян // Стандарты и мониторинг в образовании. - V. 3. I. 3. - C. 23-27. - DOI:https://doi.org/10.12737/11848
8. Коннова Л.П. Об опыте использования кейс-технологий при изучении экономических приложений математического анализа [Текст] / Л.П. Коннова, А.А. Рылов, И.К. Степанян // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Современная математика и концепции инновационного математического образования». - М.: Издательский дом МФО. - 2015. - С. 107-113.
9. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык) [Текст]: автореф. дис. …д-ра пед. наук / Н.В. Попова. - СПб., 2012. - 45 с.
10. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р «О концепции развития математического образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: Минобрнауки.РФ/документы/3894/файл/2730/Концепция%20развития%20математического%20образования%20в%20РФ.pdf/
11. Халеева И.И. Лингвистическое образование в Российской Федерации в условиях устойчивого развития: эколого-социальный подход [Текст] / И.И. Халеева. - М.: МГЛУ, 2013. - 31 с.