КЛАССИФИКАЦИЯ УМЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Разработана классификация умений для базового и продвинутого уровней обучения: блок 1 (владение основными приемами общей учебной деятельности, оперирование геометрическими фигурами и геометрическими величинами (реально или мысленно), изображение и построение геометрических фигур, владение измерительными работами на местности); блок 2 (владение основными приемами творческой учебной деятельности, оперирование геометрическими фигурами и геометрическими величинами (реально или мысленно), изображение и построение геометрических фигур, владение измерительными работами на местности).

Ключевые слова:
классификация, умения, действия, знания, умственные и практические, математические способности, учебная деятельность, оперирование, формирование, анализ, синтез, геометрические фигуры, величины, изображение, построение.
Текст

В современной школе задача формирования и развития у учащихся математических способностей является наиболее актуальной. В связи с этим на основе теоретического анализа (исследований, затрагивающих проблему изучения геометрического материала в контексте формирования математических способностей учащихся 5–6-х классов [23, 24 и др.], литературы по психологии [5– 7, 10–12, 16, 18, 20, 26 и др.], дидактике и методике преподавания математики, связанной с проблемой исследования [1–4, 7, 8, 13, 14, 17, 19, 24, 25, 27–29 и др.], государственных образовательных стандартов [22], учебных программ, учебников, учебных пособий и дидактических материалов по геометрии для 5–6 классов [14, 17 и др.], наблюдений за процессом обучения и педагогического опыта работы автора в различных образовательных учреждениях) нами разработана классификация (разбиение множества по некоторым признакам) умений, способствующих формированию математических способностей учащихся.

«Умение — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике» [15, с. 110]. «Умение — промежуточный этап овладения использования новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знаний) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка» [18, с. 389]. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Психологи Л.А. Венгер [6], А.Г. Ковалев [11], В.А. Крутецкий [12], К.К. Платонов [16], Б.В. Теплов [20] и др. подчеркивают тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков: в процессе их приобретения и развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей: процесс приобретения знаний, умений и навыков зависит наряду с другими условиями от индивидуальных психологических особенностей учащегося [11]. Способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками.

Список литературы

1. Александров А.Д. О геометрии // Математика в школе. - 1980. - № 3. - С. 56-62.

2. Александров А.Д. Диалектика геометрии // Математика в школе. - 1986. - № 1.- С. 12-19.

3. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты / http://standart.edu.ru/

4. Бескин Н.М. Изображения пространственных фигур. - M.: Наука, 1971. - 82 с.

5. Ботвинников А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников / А.Д Ботвинников, Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

6. Венгер Л.А. Наша группа (О развитии познавательных способностей ребенка). - М.: Знание, 1978. - 94 с.

7. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.

8. Глейзер Г.Д. Каким быть школьному курсу геометрии // Математика в школе. - 1991. - № 4. - С. 68-74.

9. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 432 с.

10. Зыкова В.И. Формирование практических умений на уроках геометрии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 199 с.

11. Ковалев А.Г. Психические особенности человека. - Т. 2. Способности / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - ЛГУ, 1960.- 304 с.

12. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.

13. Математика. Наглядная геометрия: учебное пособие для 5-6 классов общеобразоват. учреждений / В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева, Н.Б. Лобаненко, И.И. Середенко. - М.: Просвещение, 2006. - 175 с.

14. Наглядная геометрия 5-6 классы: рабочие программы по учебному пособию В.А. Гусева / авт.-сост. М.Б. Виситаева. - Махачкала.: RIZO-PRESS, 2012. - 60 с.

15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000. - 399 с.

16. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 255 с.

17. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

18. Психологический словарь - 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1966. - 400 с.

19. Саранцев Г.И. Обучение математическим доказательствам и опровержениям в школе. - М.: Владос, 2005. - 183 с.

20. Теплов Б.М. Избранные труды. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1985.- 328 с.

21. Требования к знаниям и умениям школьников: дидакт.-метод, анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. - М.: Педагогика, 1987. - 172 с.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / http://www.standart.edu.ru/

23. Фрундин В.Н. Методика взаимосвязанного изучения свойств плоских и пространственных фигур в 5-6 классах основной школы: дис. …канд. пед. наук. - М., 1998. - 230 с.

24. Цукарь А.Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления: дис. ...докт. пед. наук. - М., 1999. - 430 с.

25. Черкасов Р.С. К вопросу о состоянии знаний, умений и навыков учащихся средней школы по геометрии // Математика в школе. - 1993.- № 2. - С. 11, 12.

26. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 320 с.

27. Visitaeva M.B. «Ecole intellectuelle» - école de l’éducation active [«Школа интеллекта» - школа развивающего обучения]: Actеs du Collogue International, Franze // Des jeux a la creativite: Methodes d’ education active, Sables d’ Olonnes.: Editions du JIPTO, 2007. - P. 110-113.

28. Visitaeva M.B. Elements intèrpènètrants des figures gèomètrigues [Взаимопроникающие элементы геометрических фигур]: Actеs du Collogue International, Franze // Problèmes, exercices et jeux créatifs, Saint-Sorlin d’Arves.: Editions du JIPTO, 2008. - P. 78-81.

29. Visitaeva M.B. About use of spatial imagination for formation of the creative person of the school student [Об использовании пространственного воображения для формирования творческой личности школьника] [Текст] / M.B Visitaeva // 1st International Academic Conference // Applied and Fundamental Studies. - October 27-28, 2012, Saint Louis, Missouri, USA. - 2012. - P. 138-143.

Войти или Создать
* Забыли пароль?