CLASSIFICATION OF THE ABILITIES PROMOTING FORMATION OF MATHEMATICAL ABILITIES OF PUPILS AT STUDYING OF A GEOMETRICAL MATERIAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
Classification of skills for the basic and advanced levels of training is developed. It consists of two blocks. Block 1: main receptions of the general educational activity, operating abilities with geometrical shapes, imaging abilities, operating with geometrical sizes, measuring works (including afield works); Block 2: main receptions of creative educational activities; receptions of research educational activities, operating skills with geometrical shapes; imagination and mental work with geometrical figures, creation of geometrical figures, operating with geometrical sizes, measuring works, including afield workship.

Keywords:
classification, abilities, actions, knowledge, mental and practical, mathematical capacities, educational activity, operating, formation, analysis, synthesis, geometrical figures, sizes, image, construction.
Text

В современной школе задача формирования и развития у учащихся математических способностей является наиболее актуальной. В связи с этим на основе теоретического анализа (исследований, затрагивающих проблему изучения геометрического материала в контексте формирования математических способностей учащихся 5–6-х классов [23, 24 и др.], литературы по психологии [5– 7, 10–12, 16, 18, 20, 26 и др.], дидактике и методике преподавания математики, связанной с проблемой исследования [1–4, 7, 8, 13, 14, 17, 19, 24, 25, 27–29 и др.], государственных образовательных стандартов [22], учебных программ, учебников, учебных пособий и дидактических материалов по геометрии для 5–6 классов [14, 17 и др.], наблюдений за процессом обучения и педагогического опыта работы автора в различных образовательных учреждениях) нами разработана классификация (разбиение множества по некоторым признакам) умений, способствующих формированию математических способностей учащихся.

«Умение — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике» [15, с. 110]. «Умение — промежуточный этап овладения использования новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знаний) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка» [18, с. 389]. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Психологи Л.А. Венгер [6], А.Г. Ковалев [11], В.А. Крутецкий [12], К.К. Платонов [16], Б.В. Теплов [20] и др. подчеркивают тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков: в процессе их приобретения и развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей: процесс приобретения знаний, умений и навыков зависит наряду с другими условиями от индивидуальных психологических особенностей учащегося [11]. Способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками.

References

1. Aleksandrov A.D. O geometrii // Matematika v shkole. - 1980. - № 3. - S. 56-62.

2. Aleksandrov A.D. Dialektika geometrii // Matematika v shkole. - 1986. - № 1.- S. 12-19.

3. Asmolov A.G. Programma razvitiya universal'nykh uchebnykh deystviy: struktura, soderzhanie, ozhidaemye rezul'taty / http://standart.edu.ru/

4. Beskin N.M. Izobrazheniya prostranstvennykh figur. - M.: Nauka, 1971. - 82 s.

5. Botvinnikov A.D. Nauchnye osnovy formirovaniya graficheskikh znaniy, umeniy i navykov shkol'nikov / A.D Botvinnikov, B.F. Lomov. - M.: Pedagogika, 1979. - 256 s.

6. Venger L.A. Nasha gruppa (O razvitii poznavatel'nykh sposobnostey rebenka). - M.: Znanie, 1978. - 94 s.

7. Gonobolin F.N. Psikhologiya. - M.: Prosveshchenie, 1973.

8. Gleyzer G.D. Kakim byt' shkol'nomu kursu geometrii // Matematika v shkole. - 1991. - № 4. - S. 68-74.

9. Gusev V.A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy obucheniya matematike. - M.: Izdat. tsentr «Akademiya», 2003. - 432 s.

10. Zykova V.I. Formirovanie prakticheskikh umeniy na urokakh geometrii. - M.: Izd-vo APN RSFSR, 1963. - 199 s.

11. Kovalev A.G. Psikhicheskie osobennosti cheloveka. - T. 2. Sposobnosti / A.G. Kovalev, V.N. Myasishchev. - LGU, 1960.- 304 s.

12. Krutetskiy V.A. Psikhologiya matematicheskikh sposobnostey shkol'nikov. - M.: Prosveshchenie, 1968. - 431 s.

13. Matematika. Naglyadnaya geometriya: uchebnoe posobie dlya 5-6 klassov obshcheobrazovat. uchrezhdeniy / V.A. Panchishchina, E.G. Gel'fman, V.N. Kseneva, N.B. Lobanenko, I.I. Seredenko. - M.: Prosveshchenie, 2006. - 175 s.

14. Naglyadnaya geometriya 5-6 klassy: rabochie programmy po uchebnomu posobiyu V.A. Guseva / avt.-sost. M.B. Visitaeva. - Makhachkala.: RIZO-PRESS, 2012. - 60 s.

15. Podlasyy I.P. Pedagogika nachal'noy shkoly. - M.: Vlados, 2000. - 399 s.

16. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. - M.: Nauka, 1986. - 255 s.

17. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Matematika. 5-9 klassy proekt. - 2-e izd. - M.: Prosveshchenie, 2010. (Standarty vtorogo pokoleniya.)

18. Psikhologicheskiy slovar' - 2-e izd. pererab. i dop. / Pod red. V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheryakova. - M.: Pedagogika-Press, 1966. - 400 s.

19. Sarantsev G.I. Obuchenie matematicheskim dokazatel'stvam i oproverzheniyam v shkole. - M.: Vlados, 2005. - 183 s.

20. Teplov B.M. Izbrannye trudy. - T. 1. - M.: Pedagogika, 1985.- 328 s.

21. Trebovaniya k znaniyam i umeniyam shkol'nikov: didakt.-metod, analiz / Pod red. A.A. Kuznetsova. - M.: Pedagogika, 1987. - 172 s.

22. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya / http://www.standart.edu.ru/

23. Frundin V.N. Metodika vzaimosvyazannogo izucheniya svoystv ploskikh i prostranstvennykh figur v 5-6 klassakh osnovnoy shkoly: dis. …kand. ped. nauk. - M., 1998. - 230 s.

24. Tsukar' A.Ya. Metodicheskie osnovy obucheniya matematike v sredney shkole s ispol'zovaniem obraznogo myshleniya: dis. ...dokt. ped. nauk. - M., 1999. - 430 s.

25. Cherkasov R.S. K voprosu o sostoyanii znaniy, umeniy i navykov uchashchikhsya sredney shkoly po geometrii // Matematika v shkole. - 1993.- № 2. - S. 11, 12.

26. Yakimanskaya I.S. Psikhologicheskie osnovy matematicheskogo obrazovaniya. - M.: Izdat. tsentr «Akademiya», 2004. - 320 s.

27. Visitaeva M.B. «Ecole intellectuelle» - école de l’éducation active [«Shkola intellekta» - shkola razvivayushchego obucheniya]: Actes du Collogue International, Franze // Des jeux a la creativite: Methodes d’ education active, Sables d’ Olonnes.: Editions du JIPTO, 2007. - P. 110-113.

28. Visitaeva M.B. Elements intèrpènètrants des figures gèomètrigues [Vzaimopronikayushchie elementy geometricheskikh figur]: Actes du Collogue International, Franze // Problèmes, exercices et jeux créatifs, Saint-Sorlin d’Arves.: Editions du JIPTO, 2008. - P. 78-81.

29. Visitaeva M.B. About use of spatial imagination for formation of the creative person of the school student [Ob ispol'zovanii prostranstvennogo voobrazheniya dlya formirovaniya tvorcheskoy lichnosti shkol'nika] [Tekst] / M.B Visitaeva // 1st International Academic Conference // Applied and Fundamental Studies. - October 27-28, 2012, Saint Louis, Missouri, USA. - 2012. - P. 138-143.

Login or Create
* Forgot password?