3D-ОЛИМПИАДЫ И КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОГРАММАХ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор делится опытом подготовки 3D-олимпиад по геометрическому проектированию технических объектов с использованием современных CAD-систем. Предлагается идея развития творческих способностей студентов в процессе изучения основ геометрического моделирования путем включения в структуру подготовки элементов самостоятельного освоения методов. Отмечается, что соревновательный принцип среди студентов в своей группе стимулирует стремление к изучению современных пакетов и приобретение новых навыков работы. Создана направленная на развитие творческих способностей методика формирования олимпиадных задач обучения, основанная на опыте реального проектирования в конструкторских бюро, и предложена новая форма подготовки к соревнованиям за счет дополнительной самостоятельной подготовки студентов. Как показал опыт проведения первых 3D-олимпиад, задания по типовым разделам курсов ИГ не привлекают активных и творческих студентов, желающих освоить работу на достаточно высоком уровне и в современных пакетах. Планомерная подготовка к 3D-олимпиадам является необходимым и очень удобным средством стимулирования и самостоятельного изучения такого предмета, как «Основы геометрического моделирования». Этого предмета нет в программах вузов, но без него не обойтись. В задания олимпиады предлагается включать практические проектные решения как по твердотельному, так и по поверхностному моделированию. В более сложных заданиях с поверхностным моделированием студентам особенно интересно. Они стремятся самостоятельно изучать теоретическую и практическую стороны работы в пакетах автоматизированного проектирования, поэтому на олимпиаде отмечается их значительная активность. В заданиях предлагается применение типовых практических приемов поверхностного моделирования для создания технических и дизайнерских форм по проекциям и концептуальным эскизам. В статье приведены примеры практических решений, по которым виден высокий теоретический и практический уровень подготовки участников олимпиады, отмечается скорость выполнения заданий и умение профессионально решать и проектировать решения.

Ключевые слова:
геометрическое проектирование, CAD-системы, поверхностное моделирование, 3D-олимпиады, твердотельное моделирование, дизайн, начертательная геометрия, методика высшего образования, компьютерное моделирование, геометрическое моделирование, 3D-технологии.
Текст

В современных методиках подготовки специалистов очень важное место занимают соревновательные мероприятия, проводимые среди студентов. Известно, что изучение систем автоматизированного проектирования должно развиваться в направлении изучения современных 3D-методов проектирования по реальным технологиям, которые используются в проектных бюро. Мы видим, что в основе интенсификации познавательной деятельности студентов, овладевающих инженерными системами, лежит активное желание самих студентов быстрее и правильно освоить новые среды проектирования с учетом современных подходов. В связи с этим в технических университетах проведение соревнований по трехмерному моделированию (3D-олимпиад) обречено на успех среди студентов. Даже самые отстающие студенты понимают важность освоения основ геометрического моделирования и умения проектировать на компьютере.

Список литературы

1. Андрющенко А., Токарев В. Внутривузовский конкурс по компьютерной графике как способ стимулирования самостоятельного изучения САПР студентами / Сб. КГП-2014 «Проблемы качества графической подготовки». URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=52996/

2. Альшакова Е.Л. Организация и проведение олимпиад по начертательной геометрии в Юго-Западном государственном университете // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. - С. 48-51. DOI:https://doi.org/10.12737/2134.

3. Басов К.А. CATIA V5 Геометрическое моделирование. Ч. 1-3. М.: ДМК Пресс, 2008.

4. Бощенко Т.В. Фокина Н.И. Образовательное сопровождение одаренных студентов в условиях инновационного образования // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 21-25. DOI:https://doi.org/10.12737/2127.

5. Башкатов А.М., Котиц Д.А., Юрочкина Т.М. Проблемы и решения при компьтеризации графических дисциплин в вузе // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 4. С. 22-27. DOI:https://doi.org/10.12737/6528.

6. Вельтищев В.В. Основы геометрического моделирования в подводной робототехнике: Учеб. пособие. М.: ФГБОУ ВПО МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. URL: http://www.db.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/287970/

7. Вышнепольский В.И. Московские городские олимпиады по инженерной графике // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 83-85. DOI:https://doi.org/10.12737/486.

8. Вышнепольский В.И. Функции олимпиад // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 44-47. DOI:https://doi.org/10.12737/2133.

9. Голованов Н.Н. Геометрическое моделирование. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2002.

10. Горнов А.О., Усанова Е.В., Шацилло Л.А. Инженерная подготовка в технических университетах Европы и США / V международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/papers/

11. Кащеева П., Токарев В., Шевелев Ю. Организация, проведение и итоги открытой студенческой олимпиады «Инженерная и компьютерная графика» в ФГБОУ ВПО «РГАТУ имени П.А. Соловьева» / V международная интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/

12. Лепаров М.Н., Попов М.Х. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 22-29. DOI:https://doi.org/10.12737/3845.

13. Никулин Е.H. Компьютерная геометрия и алгоритмы машинной графики BHV. CПб, 2013.

14. Петров М.Н. Компьютерная графика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.

15. Сальков Н.А., Кадыкова Н.С. Организация студенческих предметных олимпиад высшего уровня // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 80-82. DOI:https://doi.org/10.12737/2084.

16. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 4. С. 28-33 DOI:https://doi.org/10.12737/8294.

17. Хейфец А.Л. О реорганизации курса начертательной геометрии на основе 3D-компьютерного геометрического моделирования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Вып. 14. 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?