Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Воронежская область, Россия
Россия
Россия
Рассматриваются вопросы качества процесса обучения студентов, управления учебным процессом на основе оцифровки знаний, полученных студентами. В статье приводится алгоритм корректировки резервов для повышения качества знаний обучающихся. Приводится детальная оценка наличия количественной связи между параметрами учебного процесса. Особое внимание уделено определению стратегий для управления качеством образования. Выдвигаемые в статье гипотезы подтверждаются экспериментальными данными и математическими расчетами. Управление качеством учебного процесса детально разобрано на примере. Так, в приведенном примере, обучающиеся студенты разделены на 4 группы по принадлежности к группам риска потери качества учебного процесса. На основе анализа выявленных зон риска, сделаны выводы и даны рекомендации по выбору управляющих стратегий для повышения качества процесса обучения для каждой группы студентов. При верно выбранных управляющих воздействиях на учебный процесс, его эффективность значимо повышается, соответственно существенно возрастает качество и уровень знаний обучающихся. Таким образом, в статье представлена методика управления учебным процессом, в которой определены цель, задачи и этапы управления, даны алгоритмы корректировки резервов обучения и выбора стратегий управления качеством учебного процесса. Применение данного подхода на практике позволяет существенно повысить эффективность обучения студентов.
Методика, эффективность, анализ, учебный процесс, алгоритм, стратегии управления.
1. Абасова, А.А. Оценка эффективности управления качеством образования в вузе / А.А. Абасова, З.А. Широкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - № 38. - С. 6-17. - DOI:https://doi.org/10.24411/1993-4316-2020-10001.
2. Scheerens, J. Evaluating educational quality: Models and challenges / J. Scheerens // Quality Assurance in Education. - 2018. - T. 26(3). - Pp. 267-284. - DOI:https://doi.org/10.1108/QAE-07-2017-0052.
3. Белоусова, Е.С. Система управления качеством образовательного процесса на основе применения современных методов / Е.С. Белоусова, Е.В. Кузнецова // Научный вестник Российского государственного социального университета. - 2019. - Т. 4. - С. 49-55. - DOI:https://doi.org/10.24411/2541-9051-2019-00005.
4. Li, L. Evaluating the teaching quality of Chinese universities based on DEA-Malmquist index: The roles of heterogeneity and diversity / L. Li, L. Yang, C. Li // Journal of Cleaner Production. - 2020. - Т. 279. - С. 123654. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.123654.
5. Березина, С.В. Методика оценки качества учебного процесса на основе использования облачных технологий / С.В. Березина, Т.М. Мирзоев // Современные технологии в науке и образовании. - 2020. - № 1. - С. 123-127. DOI:https://doi.org/10.26724/2225-4564-2020-1-123-127.
6. Головачева, М.А. Использование инструментов системного анализа в управлении качеством образования в вузе / М.А. Головачева, Е.В. Кузнецова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. - 2018. - № 4. - С. 50-61. - DOI:https://doi.org/10.15593/2224-9833/2018.4.6.
7. Давыдова, М.М. Оценка качества образовательного процесса в вузе на основе системного подхода / М.М. Давыдова, С.В. Чалдыбина // Вестник Иркутского государственного университета. - 2021. - № 35. - С. 98-108. - DOI:https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.98.
8. Зиновьева Л.П. Качество учебного процесса: управление и оценка / Л.П. Зиновьева, А.И. Кондаков, О.В. Мамонова // Научно-методический электронный журнал «Концептуальное развитие управления образованием». - 2019. - № 1. - С. 13-22. - DOI:https://doi.org/10.14486/crmu.v0i1.583
9. Афанасьева Ю.А. Методика комплексной оценки качества учебного процесса в вузе / Ю.А. Афанасьева // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление - 2019. - № 2. - С. 103-109. - DOI:https://doi.org/10.21577/2071-7124.2019.2.25.
10. Lashgari, M. Evaluation of e-learning system quality: A fuzzy approach / M. Lashgari, S. Shafaatian Sadat, H. Ranjbar // ComputersinHumanBehavior. - 2019. - № 91. - Pp. 150-161. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.09.032.
11. Буданцева Н.А. Методические подходы к оценке качества образовательных программ / Н.А. Буданцева, Е.В. Грачева, А.Е. Калашников // Образование и наука. - 2019. - № 8. - С. 36-52. - DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-36-52.
12. Кондаков, А.И. Система управления качеством учебного процесса в современном вузе / А.И. Кондаков, Л.П. Зиновьева, О.В. Мамонова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 483-495. DOI:https://doi.org/10.21603/2500-3372-2019-4-483-495.
13. Кочергина, Н.В. Оценка качества учебного процесса в вузе: методические аспекты / Н.В. Кочергина, Т.И. Вайшельберг // Менеджмент в России и за рубежом. - 2019. - № 3. - С. 23-32. - DOI:https://doi.org/10.24891/0025-5742-2019-3-23-32.
14. Demetriadis, S. Analyzing and improving the quality of online learning: A data analytics approach / S. Demetriadis, I. Vlahavas // Computers&Education. - 2021. - T. 156. - C. 104045. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104045.
15. Al-Shehri, A. Applying Six Sigma to improve the quality of higher education: A case study / A. Al-Shehri, N. Hatami // Total Quality Management & Business Excellence. - 2019. - T. 30(11-12). - Pp. 1276-1289. - DOI:https://doi.org/10.1080/14783363.2017.1418965.
16. Белянин, А.В. Моделирование управления качеством обучения студентов на основе системного подхода / А.В. Белянин, А.В. Романюк, Л.М. Козак // Вестник Харьковского национального университета радиоэлектроники. - 2021. - Т. 23, № 2. - С. 134-142. - DOI:https://doi.org/10.15421/192114.
17. Гайбуллин, Р.И. Методика управления качеством учебного процесса на основе оценки компетентностей студентов / Р.И. Гайбуллин, Э.В. Харисов, Р.И. Рахимов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2020. - Т. 27, № 4. - С. 20-29. - DOI:https://doi.org/10.31652/2076-5817-2020-4(27)-20-29.
18. Жернакова, Е.А. Оценка качества учебного процесса в высшей школе / Е.А. Жернакова, Е.А. Тарасова, Н.А. Коренева // Известия ПГУ. Серия Естественные науки. - 2021. - Т. 6, № 6(83). - С. 145-151. - DOI:https://doi.org/10.25587/SNP.2021.6.62894.
19. Кузнецов, В.В. Моделирование процесса управления качеством образования в высшем учебном заведении / В.В. Кузнецов, Н.В. Куликова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 167-180. - DOI:https://doi.org/10.22363/2313-2329-2021-21-2-167-180.
20. Миронов, В.Н. Управление качеством учебного процесса на основе моделирования и анализа системы / В.Н. Миронов, О.В. Чухрай // Известия вузов. Машиностроение. - 2021. - Т. 64, № 6. - С. 529-536. - DOI:https://doi.org/10.18698/0536-1044-2021-6-529-536.