В статье представлены результаты исследования по актуальной проблеме создания возможностей для получения качественного профильного образования учащимися из удаленных от образовательных центров сельских школ. Предложена модель учебного заведения в образовательной системе «Сельская школа – лицей-интернат – вуз», концептуальные положения ее проектирования и реализации. Описан опыт функционирования профильного образовательного учреждения в данной системе.
профильное обучение, очно-заочное обучение, сельская школа, лицей-интернат, вуз.
Реформа образования, проходящая в настоящее время в Российской Федерации, обозначила перед современной школой задачу повышения качества учебного процесса, его эффективность. Одним из приоритетов, выдвинутых в Концепции модернизации российского образования [1], является организация профильного обучения в старших классах, которая концептуально и методологически представлена в современных психолого-педагогических исследованиях (А.Г. Каспржак, В.Ю. Кричевский, А.М. Пинский, И.В. Фролов, Т.И. Шамова и др. [2, 3, 8–10]).
Одним из направлений решения данной задачи является поиск путей совершенствования подготовки детей из сельской местности к получению качественного профильного образования в соответствии с их профессиональными интересами и установками. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», одновременно с реализацией стандарта общего образования «…должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» [4]. Это актуализирует проблему разработки образовательных проектов, направленных на организацию профильного обучения старших школьников из удаленной сельской местности.
Вместе с тем при всей несомненной теоретической и практической значимости проведенных исследований следует отметить, что еще недостаточно разработаны теоретические и практические аспекты организации обучения старших школьников из сельской местности, обеспечивающие доступность и гарантированность получения качественного среднего образования в различных формах, ориентирующихся на их профессиональные установки.
В процессе решения проблемы разработки образовательных проектов, направленных на организацию профильного обучения старших школьников из удаленной сельской местности, выделились два наиболее значимых направления. Первое – изучение и анализ опыта работы специализированных инновационных школ-интернатов различного типа для сельских школьников, а второе – организации непрерывного образования сельских школьников в инновационных образовательных системах.
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу МО РФ от 18 июля 2002 г., № 2783, г. Москва.
2. Каспржак А.Г. Выбор в школе. Элективные курсы в учебном плане старшей общеобразовательной школе. Методические рекомендации по организации профильного обучения. - М.: Новая школа, 2004.
3. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С., Згоржельская Т.П. Щербова Т.В. Как построить профильную школу: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений (серия «Профильное обучение»). - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2005.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. Пр-271.
5. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). - М.: Сентябрь, 2005. - С. 160.
6. Палкина М.А. Обобщение деятельности первого очно-заочного лицея-интерната для одаренных детей из сельской местности в Республике Коми / М.А.Палкина // «Вестник Поморского университета», серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». - №4, 2006. - С. 114-117.
7. Палкина М.А. Педагогическое управление образовательной системой «Сельская школалицей-педвуз» // «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета». - Серия «Педагогика и психология». - 2010. - № 2 (3). - С. 26-30.
8. Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. - Тематическое приложение. - 2004. - № 4. - С. 39-55.
9. Фролов И.В. Организационно-педагогические основы профильного обучения в сельской школе: дис. ...д-ра педагогических наук [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. - Арзамас, 2008. - С. 378.
10. Шамова Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода: учебно-методическое пособие / Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин и др. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - С. 160.