SUBJECT-ORIENTED EDUCATION FOR COUNTRYSIDE SCHOOLS SE NIOR STUDENTS BASED ON THE INNOVATIVE EDUCATIONAL SYSTEM «RURAL SCHOOL – BOARDING SCHOOL/ LYCEUM – HIGHER SCHOOL»
Rubrics: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
New findings on how to provide opportunities for sound specialized education of senior secondary-school students in remote rural areas are revealed. As a proper solution to this pressing problem the author introduces a model of school as an integral part of innovative educational system «Rural School – Boarding School/Lyceum – Higher School». Conceptual basics for designing and adoption of the proposed model are presented, as well as description of how a subject-oriented educational establishment functions within the proposed educational system.

Keywords:
subject-oriented education, on-site and off-site education, rural school, boarding school/lyceum, higher institution.
Text

Реформа образования, проходящая в настоящее время в Российской Федерации, обозначила перед современной школой задачу повышения качества учебного процесса, его эффективность. Одним из приоритетов, выдвинутых в Концепции модернизации российского образования [1], является организация профильного обучения в старших классах, которая концептуально и методологически представлена в современных психолого-педагогических исследованиях (А.Г. Каспржак, В.Ю. Кричевский, А.М. Пинский, И.В. Фролов, Т.И. Шамова и др. [2, 3, 8–10]).

Одним из направлений решения данной задачи является поиск путей совершенствования подготовки детей из сельской местности к получению качественного профильного образования в соответствии с их профессиональными интересами и установками. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», одновременно с реализацией стандарта общего образования «…должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» [4]. Это актуализирует проблему разработки образовательных проектов, направленных на организацию профильного обучения старших школьников из удаленной сельской местности.

Вместе с тем при всей несомненной теоретической и практической значимости проведенных исследований следует отметить, что еще недостаточно разработаны теоретические и практические аспекты организации обучения старших школьников из сельской местности, обеспечивающие доступность и гарантированность получения качественного среднего образования в различных формах, ориентирующихся на их профессиональные установки.

В процессе решения проблемы разработки образовательных проектов, направленных на организацию профильного обучения старших школьников из удаленной сельской местности, выделились два наиболее значимых направления. Первое – изучение и анализ опыта работы специализированных инновационных школ-интернатов различного типа для сельских школьников, а второе – организации непрерывного образования сельских школьников в инновационных образовательных системах.

References

1. Kontseptsiya profil'nogo obucheniya na starshey stupeni obshchego obrazovaniya. Prilozhenie k prikazu MO RF ot 18 iyulya 2002 g., № 2783, g. Moskva.

2. Kasprzhak A.G. Vybor v shkole. Elektivnye kursy v uchebnom plane starshey obshcheobrazovatel'noy shkole. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii profil'nogo obucheniya. - M.: Novaya shkola, 2004.

3. Krichevskiy V.Yu., Koshkina V.S., Zgorzhel'skaya T.P. Shcherbova T.V. Kak postroit' profil'nuyu shkolu: posobie dlya rukovoditeley obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy (seriya «Profil'noe obuchenie»). - SPb.: Filial izd-va «Prosveshchenie», 2005.

4. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola». 4 fevralya 2010 g. Pr-271.

5. Nemova N.V. Upravlenie sistemoy profil'nogo obucheniya v shkole (metodicheskoe posobie). - M.: Sentyabr', 2005. - S. 160.

6. Palkina M.A. Obobshchenie deyatel'nosti pervogo ochno-zaochnogo litseya-internata dlya odarennykh detey iz sel'skoy mestnosti v Respublike Komi / M.A.Palkina // «Vestnik Pomorskogo universiteta», seriya «Fiziologicheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki». - №4, 2006. - S. 114-117.

7. Palkina M.A. Pedagogicheskoe upravlenie obrazovatel'noy sistemoy «Sel'skaya shkolalitsey-pedvuz» // «Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta». - Seriya «Pedagogika i psikhologiya». - 2010. - № 2 (3). - S. 26-30.

8. Pinskiy A.A., Kasprzhak A.G., Mitrofanov K.G. Rekomendatsii po organizatsii setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy (organizatsiy) pri vvedenii profil'nogo obucheniya na starshey stupeni obshchego obrazovaniya // Vestnik obrazovaniya. - Tematicheskoe prilozhenie. - 2004. - № 4. - S. 39-55.

9. Frolov I.V. Organizatsionno-pedagogicheskie osnovy profil'nogo obucheniya v sel'skoy shkole: dis. ...d-ra pedagogicheskikh nauk [Mesto zashchity: Mord. gos. ped. in-t im. M.E. Evsev'eva]. - Arzamas, 2008. - S. 378.

10. Shamova T.I. Upravlenie profil'nym obucheniem na osnove lichnostno-orientirovannogo podkhoda: uchebno-metodicheskoe posobie / T.I. Shamova, G.N. Podchalimova, A.N. Khudin i dr. - M.: Tsentr «Pedagogicheskiy poisk», 2006. - S. 160.

Login or Create
* Forgot password?