ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Рубрики: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается роль самообразовательной деятельности в развитии и самореализации одаренных школьников, рассматриваются условия ее организации: проектирование индивидуальных образовательных траекторий, обеспечение сопровождения учащихся посредством реализации двухуровневой модели «тьютор-ментор», создание образовательного портала.

Ключевые слова:
одаренные дети, самообразовательная деятельность, индивидуальная образовательная траектория, тьютор, ментор, образовательный портал.
Текст

Усиление внимания к одаренным детям, вызванное ускорением темпов развития общества, ставит образовательные системы перед необходимостью выявления педагогических и технических условий для организации самообразовательной деятельности одаренных школьников посредством формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Технология формирования индивидуальной образовательной траектории одаренного ученика способна обеспечить высокое качество образования, личностный рост учащегося, эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса, развивать у школьников стремление к самореализации.

Организация самообразовательной деятельности одаренных школьников отражается в управлении образовательным процессом, содержании обучения, педагогических технологиях, техническом обеспечении учебного процесса, сетевом взаимодействии с учреждениями дополнительного образования и культуры, во взаимодействии с социумом. Однако современная информационно-образовательная среда – это не только учебно-воспитательный процесс и дополнительное образование, она включает также ресурсы Интернета, библиотек, СМИ, обеспечивающие максимальную доступность информации для самообразования. Обилие источников информации для самообразования таит в себе риск чрезмерных интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок на одаренного ребенка, снижения его коммуникативной активности. Поэтому образовательные учреждения должны организовать педагогически контролируемое самообразование одаренных школьников [1, 2]. Деятельность учебных заведений по выявлению одаренных детей должна строиться на принципах «диагностики развития», а не «диагностики отбора» [3, с. 26]. Необходимо создать банк данных одаренных детей школы и определить работающих с ними педагогов и психологов. Формирование банка данных одаренных школьников должно осуществляться на основе следующих критериев:

  • вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  • степень сформированности (потенциальная и актуальная одаренность);
  • форма проявления (явная и скрытая одаренность);
  • широта проявления в различных видах деятельности (общая и специальная одаренность);
  • особенности возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность).
Список литературы

1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование - парадигма XXI века // Высшее образование в России. - 2003. - № 5.

2. Маркова А.К. Самообразование школьников // Вопросы психологии. - 1980. - № 3.

3. Асмолов А.Г. Охота за «звездами» // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 24-27.

4. Вдовина С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: дис. .. канд. пед. наук. - Тобольск, 2000. - С. 175.

5. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / под научн. ред. И.С. Якиманской. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. - С. 140.

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003. - С. 416.

Войти или Создать
* Забыли пароль?