ORGANIZING SELF-EDUCATION AMONG GIFTED SCHOOLCHILDREN
Rubrics: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article explores the role of selfeducation activities for gifted schoolchildren development and self-fulfillment. Necessary prerequisites for organizing self-education are discussed, including: designing of individual educational trajectories, follow-up support through the two-tier “tutor-mentor” model, foundation of educational portal.

Keywords:
gifted children, self-educational activities, individual educational trajectory, tutor, mentor, educational portal.
Text

Усиление внимания к одаренным детям, вызванное ускорением темпов развития общества, ставит образовательные системы перед необходимостью выявления педагогических и технических условий для организации самообразовательной деятельности одаренных школьников посредством формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Технология формирования индивидуальной образовательной траектории одаренного ученика способна обеспечить высокое качество образования, личностный рост учащегося, эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса, развивать у школьников стремление к самореализации.

Организация самообразовательной деятельности одаренных школьников отражается в управлении образовательным процессом, содержании обучения, педагогических технологиях, техническом обеспечении учебного процесса, сетевом взаимодействии с учреждениями дополнительного образования и культуры, во взаимодействии с социумом. Однако современная информационно-образовательная среда – это не только учебно-воспитательный процесс и дополнительное образование, она включает также ресурсы Интернета, библиотек, СМИ, обеспечивающие максимальную доступность информации для самообразования. Обилие источников информации для самообразования таит в себе риск чрезмерных интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок на одаренного ребенка, снижения его коммуникативной активности. Поэтому образовательные учреждения должны организовать педагогически контролируемое самообразование одаренных школьников [1, 2]. Деятельность учебных заведений по выявлению одаренных детей должна строиться на принципах «диагностики развития», а не «диагностики отбора» [3, с. 26]. Необходимо создать банк данных одаренных детей школы и определить работающих с ними педагогов и психологов. Формирование банка данных одаренных школьников должно осуществляться на основе следующих критериев:

  • вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  • степень сформированности (потенциальная и актуальная одаренность);
  • форма проявления (явная и скрытая одаренность);
  • широта проявления в различных видах деятельности (общая и специальная одаренность);
  • особенности возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность).
References

1. Zborovskiy G.E., Shuklina E.A. Samoobrazovanie - paradigma XXI veka // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2003. - № 5.

2. Markova A.K. Samoobrazovanie shkol'nikov // Voprosy psikhologii. - 1980. - № 3.

3. Asmolov A.G. Okhota za «zvezdami» // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. - 2011. - № 1. - S. 24-27.

4. Vdovina S.A. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii kak sredstvo realizatsii sub''ekt-sub''ektnykh otnosheniy v uchebnom protsesse sovremennoy shkoly: dis. .. kand. ped. nauk. - Tobol'sk, 2000. - S. 175.

5. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya stanovleniya individual'nykh strategiy obucheniya shkol'nikov / pod nauchn. red. I.S. Yakimanskoy. - M.; Obninsk: IG-SOTsIN, 2007. - S. 140.

6. Khutorskoy A.V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. - M.: MGU, 2003. - S. 416.

Login or Create
* Forgot password?