К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ, СФОРМИРОВАННЫХ НА БАЗЕ ПРЕЦЕДЕНТНОГО ТЕКСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом исследования в данной работе явилась коммерческая номинация кондитерских изделий, сформированная на базе прецедентного текста. Актуальность предпринятого исследования обусловлена, с одной стороны, расширением практики использования прецедентного текста в названии, а с другой стороны, назревшей потребностью оптимизировать процесс коммерческой номинации. В основе работы лежит гипотеза о том, что использование прецедентного текста в коммерческом названии повышает коммуникативную эффективность этого названия среди потенциальных потребителей. Показывается, что коммуникативная эффективность названия определяется потенциалом, заложенным в слове, для использования его в качестве коммерческого названия, а ее составляющими становятся ассоциативное соответствие слова-названия, его информативность, мотивированность и фонетическая привлекательность. При этом названные составляющие оказываются неравнозначными, ведущую роль в коммуникативной эффективности играет так называемая мотивированность названия, понимаемая в рамках данной работы как степень актуализации словом-названием определенного потребительского мотива. Предлагается авторская методика исследования мотивированности коммерческих названий, основанных на прецедентном тексте. Данная методика предполагает расчет и дальнейшее сопоставление индексов мотивированности названий с опорой на прецедентность и названий, не содержащих элементов прецедентности. Реализация этой методики подтверждает гипотезу о корреляции между использованием прецедентного текста в коммерческом названии и коммуникативной эффективностью этого названия. Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в реальной практике создания эффективных коммерческих названий разных видов.

Ключевые слова:
коммерческая номинация, коммуникативная эффективность, прецедентный текст, мотивированность, индекс мотивированности
Список литературы

1. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности [Текст] / Ю.Н. Караулов // Научные доклады и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. - М., 1986. - С. 105-126.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М., 2010. - 264 с.

3. Китанина Э.А. К вопросу о реализации манипулятивной возможности политических эвфемизмов в современном медиадискурсе [Текст] / Э.А. Китанина, У. Юйцунцзы // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10. - № 1. - С. 30-35.

4. Красных В.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов [Текст] / В.В. Красных, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, Д.В. Багаева // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей; под ред. В.В. Красных, А.И. Изотова. - М.: Филология, 1997. - Вып. 1. - C. 82-102.

5. Новичихина М.Е. Эффективное коммерческое название как инструмент речевого воздействия на потенциального потребителя [Текст] / М.Е. Новичихина // Теоретические проблемы современного языкознания. - Воронеж, 2009. - С. 155-162.

6. Новичихина М.Е. О неоднозначности понятия «коммерческая номинация» [Текст] / М.Е. Новичихина // Коммуникация в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - Воронеж, 2018. - Ч. 2. - С. 28 -29.

7. Новичихина М.Е. О некоторых причинах ренейминга (на примере ренейминга в банковской сфере) [Текст] / М.Е. Новичихина // Брендинг как коммуникативная технология XXI века / Материалы VI Международной научно-практической конференции 27-28 февраля и 23-24 апреля 2020 года. Ч. 1 / под ред. А.Д. Кривоносова. - СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2020. - С. 60-62.

8. Новичихина М.Е. Исследование современной медианоминации: об одном из новых направлений современной медиалингвистики // Русский язык в поликультурном мире: V Международный симпозиум (8-12 июня 2021 г.): Сб. научных статей. - Симферополь: Изд-во КФУ, 2021. - Т. 1. - С. 312-316.

9. Просвиркина И.И. Игра со смыслом слова как средство воздействия на читателя [Текст] / И.И. Просвиркина, Д.А. Пригонов // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - № 1. - С. 34-39.

10. Сурова Д.С. Прецедентный текст как средство воздействия на адресата в газетном тексте (на материале заголовков) [Текст] / Д.С. Сурова // Вестник Казахстанско-американского свободного университета. - 2008. - № 2. - С. 24-28.

11. Шишлянникова А.М. Коммуникативное воздействие и языковое манипулирование в рекламе [Текст]: учеб. пособие / А.М. Шишлянникова. - Воронеж, 2007. - 50 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?