ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность исследования заключается в рассмотрении вопросов дипломатического этикета в процессе подготовки будущих специалистов-международников к профессиональной коммуникации. Дипломатический этикет включает в себя аспекты будущей профессиональной деятельности, которые необходимо знать студентам-ме- ждународникам. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что овладение дипломатическим этикетом способствует более эффективному формированию профессионализма будущих специалистов-международников. Цель исследования — проанализировать педагогические технологии формирования умений и навыков применения дипломатического этикета будущими специалистами в области международных отношений в контексте профессиональной коммуникации. Материалы, методы, методики. Использованы такие теоретические методы, как анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования, представлен обзор работ российских и зарубежных ученых по дипломатическому этикету и профессиональной подготовке студентов-международников. Эмпирические методы включали педагогическое наблюдение за участием студентов в профессионально-ориентированных мероприятиях, связанных с дипломатическим этикетом. Был проведен онлайн-опрос среди 54 студентов, обучающихся по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. Результаты. Представлено описание педагогических технологий по совершенствованию знаний студентов-международников о таких разделах дипломатического этикета, как дипломатическая корреспонденция, правила поведения, политически корректная лексика, культурные различия. Анализ результатов онлайн-опроса показал, что студенты понимают важность овладения дипломатическим этикетом для будущей профессиональной деятельности. Научная новизна заключается в разработке педагогических технологий обучения дипломатическому этикету студентов-международников и выявлении активного творческого отношения студентов к участию в них. Практическая значимость. Предложенные педагогические технологии по дипломатическому этикету можно в дальнейшем использовать для формирования профессиональной идентичности студентов-международников. Вывод и перспективы дальнейших исследований. В дальнейшем целесообразно разработать педагогические технологии, направленные на формирование ценностных ориентаций специалистов-международников в условиях культурной трансформации мира.

Ключевые слова:
дипломатический этикет, профессиональная подготовка, педагогические технологии, студенты-международники, профессиональная коммуникация, специалист в области международных отношений
Список литературы

1. Воевода Е.В. Профессиональная подготовка студентов международного профиля к межкультурной коммуникации: лингвосоциокультурные и психологические аспекты [Текст] / Е.В. Воевода. - М.: Перспектива, 2019. - 198 с.

2. Вуд Дж. Дипломатический церемониал и протокол [Текст] / Дж. Вуд, Ж. Серре ; пер. с англ. Ю.П. Клюкина, В.В. Пастоева, Г.И. Фомина. - 2-е изд. - М.: Международные отношения, 2019. - 384 с.

3. Гончарова Л.М. Язык и коммуникация текущего момента: социальные, профессиональные, духовные аспекты [Текст] / Л.М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - Т. 11. - № 6. - С. 5-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-6-5-9.

4. Карпов В.В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов-международников [Текст] / В.В. Карпов // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 8. - С. 68-72.

5. Костикова Л.П. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов в цифровой образовательной среде вуза [Текст] / Л.П. Костикова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - № 6. - С. 62-66. - DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-6-62-66.

6. Мартынова М.А. Роль межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку [Текст] / М.А. Мартынова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10. - № 6. - С. 67-70. - DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-6-67-70.

7. Протокол и этикет в дипломатической деятельности зарубежных стран [Текст]: монография / Е.М. Астахов, К.М. Барский, А.К. Бобров [и др.]; под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 280 с.

8. Самет Хейрандиш М. Анализ необходимости соблюдения дипломатического этикета как составной части протокола [Текст] / М. Самет Хейрандиш, Н. Шейхи Джоландан, А. Хосейни // Политическая лингвистика. - 2021. - № 2. - С. 181-187. - DOI:https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_02_17.

9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т. / Г.К. Селевко. - Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

10. Berridge G.R. Diplomacy. Theory and Practice. London: Palgrave MacMillan, 2015. 296 p.

11. Borzova E. V., Shemanaeva M.A. Interconnected development of intercultural competence and soft skills through tasks in foreign language education at a university [Текст] / E. V. Borzova, M. A. Shemanaeva // Perspectives of Science and Education. 2022. No. 4. P. 307-319. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.18.

12. Constantinou C., Kerr P., Sahrp P., eds. The SAGE Handbook of Diplomacy. London: SAGE, 2016. 723 p.

13. Gilyazova O.S., Zamoshchansky I.I. Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: conceptual analysis [Текст] / O. S. Gilyazova, I. I. Zamoshchansky // Perspectives of Science and Education. 2022. No. 2. P. 77-94. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.5.

14. Hutchings R., Suri J., eds. Modern Diplomacy in Practice. New York: Palgrave Macmillan, 2020. 260 p.

15. Neumann I.B. To Be a Diplomat. International Studies Perspectives. V. 6. Issue 1. February 2005. Pp. 72-93. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1528-3577.2005.00194.x.

16. Pike S.L., Kinsey D.F. Diplomatic identity and communication: using Q methodology to assess subjective perceptions of diplomatic practitioners. Place Branding and Public Diplomacy. 2021. Pp. 1-10. doi.org/10.1057/s41254-021-00226-2.

17. Spínola S.C. (eds) Diplomacy, Organisations and Citizens. Springer, Cham. 2022. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-81877-7_6.

18. Trends in New Qualifications and Competencies for TVET - Perspectives of the European UNEVOC Network [Электронный ресурс] UNESCO-UNEVOC. 2020. URL: https://unevoc.unesco.org/pub/bilt_trends_mapping_study.pdf (дата обращения: 22.08.2022).

19. Voevoda E.V. Intercultural communication in multicultural education space / E.V. Voevoda // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4. No. 2. P. 11-20. DOI:https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?